Ю.Алалыкина
Одиночество называли чумой XX века, но ситуация не сильно изменилась с тех пор. У многих одиночество ассоциируется с изоляцией человека. Однако это не так, ибо одиночество – это субъективное, индивидуальное переживание. Многие люди могут чувствовать себя глубоко одинокими в толпе, в семье и даже среди друзей.
Психологи определяют одиночество как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.
Сегодня мы сталкиваемся с проблемой одиночества детей, оставленных родителями и называемых такими страшными словами, как "брошенные дети". В материальном плане они могут быть хорошо обеспечены. В некоторых случаях они имеют вещи, которых не имеют даже домашние дети. Но это ничто по сравнению с главным: эти дети крайне одиноки. Этим детям нужно главное – нужна семья, родители. Общение с матерью, особенно с первых дней, первых месяцев жизни, очень важно для малыша. Именно в эти временные промежутки, когда мы считаем, что ребенок мало чего понимает, закладываются основы его будущего душевного, духовного, психического и физического благополучия. По опыту общения в Домах-интернатах врачи знают, что многие детдомовские ребята отстают от домашних, не потому что они не имеют достаточного питания или других материальных благ. Нет. Они не имеют главного, что нужно ребенку – семьи, в которой идет нормальное развитие.
А что заставляет родителей оставлять своих детей? Можно только предположить. По отношению к детям это великая жестокость. Наверное, более страшного предательства, чем предательство родителями своих детей сложно себе представить.
Я хочу разобрать тему детского одиночества на примере ролика «Эти дети – наши». Этот ролик распространяется только в Интернет. Сюжет ролика прост: повздорившие молодые родители забыли о своем маленьком сыне, которые затерялся среди шумного города. Опомнившись, они бросаются на поиски и находят его. Однако в стране огромное количество детей, мамы которых исчезают, как смывается дождем с уличного плаката изображение матери, держащей на руках младенца. А ребенок остается.
Социальная реклама не боится задеть своего потребителя, ведь ее главной целью является желание донести некую проблему до аудитории. Чем больнее реклама задевает, тем сильнее будет эффект. Я считаю, что социальная реклама должна быть драматичной, должна останавливать, «бить по мозгам». «Обыватель редко задумывается о нуждах бездомных детей, о проблеме СПИДа и наркомании, - рассуждает Николас Дадиани, - Поэтому социальная реклама становится яркой и порой очень резкой».
«Одиночество – самый верный признак старости».
А.Олкотт
Еще одной распространенной проблемой является одиночество стариков, которые уже пожили и стали никому не нужны. Старики не могут ничего предложить обществу и оно забывает о них.
Если человек не может найти общение среди людей, то он начинает сам формировать себе искусственный круг общения. Им может быть либо котёнок, либо собака, даже на вид неживое растение может стать олицетворением друга. Можно довольствоваться лишь внутренним диалогом с воображаемым другом, но это будет тем же самым одиночеством. У стариков так же как и у юных подростков есть такой механизм самозащиты как "отрицание реальности". Только старики более приближены к этой самой реальности, они давно смирились (хотя не все) со своей судьбой. У них также появляется озлобленность на мир, которая проявляется в агрессии на молодых. Ею они хотят наставить молодых на иной путь, чем прожили они сами, не ведущий к томному одиночеству. Но не факт что иной путь будет иметь иной конец...
Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.
Примером такой социальной рекламы является ролик «Лишние…»: престарелые родители становятся чужими и лишними дл своих детей, стариков сдают в интернаты или бросают на произвол судьбы, но они ждут и верят, что нужны…что не забыты...
Специалисты утверждают, что в современном мире существует остро выраженная проблема одиночества человека. Нарастает тенденция к формированию реальной и мнимой изоляции. В ситуации реальной нехватки общения в первую очередь оказываются пожилые люди, которые не могут обеспечить объем общения на необходимом уровне из-за утраты физических возможностей и отсутствия, в большинстве случаев, технических и материальных возможностей. К тому же общение посредством средств связи не может полноценным образом заменить живое общение.
В целом я делаю вывод, что использование образов детей-сирот и брошенных стариков в социальной рекламе усиливает функцию рекламы, зачастую заставляет нас задуматься о будущем, вызывает великое чувство жалости. И мы невольно начинаем задумываться о своих родных и близких, что мы их никогда не бросим. Что ни дети, ни родители никогда не станут для нас «лишними людьми».