Жан-Пьер Бодуан (президент консалтинговой группы Information et Enterprise, профессор Сорбонны) в своем интервью журналу «Советник» упомянул, что наработки в CELSА (Высший институт информационных и коммуникативных наук) ведутся по двум направлениям: подготовка студентов по дисциплинам гуманитарных наук, для того чтобы они могли свободно войти в мир компаний, и привлечение PR-профессионалов к процессу преподавания.
Будущие французские PR-специалисты изучают предметы профессиональной практики: взаимодействие с прессой, меценатство, массовые коммуникации, коммуникации в определенных секторах рынка - фармакологии, производстве пищевых продуктов и т. д. Изучаются и фундаментальные теоретические дисциплины: социология, психология, экономическая теория, статистика, история государства и политических движений. При этом, теоретические предметы ведут университетские преподаватели, а практическую часть - специально приглашенные практики.
В результате обучения студенты должны приобрести знания, достаточные для понимания процессов в финансовой, коммерческой, социальной и других областях и их связи с процессами в общественном мнении. По мнению Бодуана, эти навыки позволят им в дальнейшем консультировать по разным направлениям деятельности, прогнозируя возможные последствия для индивидуальности и имиджа компании в глазах ее различных аудиторий: персонала, акционеров, органов власти, потребителей, сбытовиков и др.
Во французских университетах подготовка по такому типу начинается на втором цикле высшего образования – магистратуре. И, разумеется, на третьем, чей диплом высшего специального образования позволяет студентам расширить сферу деятельности посредством приобретения навыков управления и теоретических знаний в области гуманитарных наук: социологии, психологии и др.
Следует отметить тот факт, что управленческая компетенция в области public relations имеет некоторые общие черты с управленческими навыками в других областях, поэтому во Франции подготовка PR-специалистов не ограничивается лишь соответствующими учебными заведениями. Этой сферой деятельности вполне можно заниматься либо после общей подготовки в высшем учебном заведении наподобие парижского института политических наук (Sciences Po), продолжив затем специализацию в области public relations, либо, напротив, изначально ориентируясь на управление в public relations, поступая в такие учебные заведения, как СЕЛСА (CELSA), получив затем возможность работать и в других областях.
СЕЛСА- это Высший институт информационных и коммуникационных наук, расположен в западной части Парижа и является частью университета Сорбонны. На факультете ведется обучение по таким направлениям, как журналистика; корпоративные и институциональные коммуникации; маркетинг, реклама и коммуникации; управление человеческими ресурсами; межкультурный менеджмент и коммуникации; коммуникации, СМИ и медиа - образования.
Если во Франции модель обучения public relations близка к изучению филологии, то в России – к журналистике и рекламе. А в сознании многих, эти профессии и вовсе идентичны.
На Урале первым среди государственных вузов, получившим лицензию на право подготовки специалистов в сфере public relations, стал Уральский государственный университет им. Горького. И вот почти пятнадцать лет факультет связей с общественностью и рекламы (с недавних пор, Департамент маркетинговых коммуникаций и брендинга ИГУП УрФУ) является флагманом PR – образования в регионе.
Орлова Мария