Капитан внутренней службы, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС РФ
Насколько актуальна, на Ваш взгляд, в современных коммуникациях форма социальной рекламы?
В жизни современного человека реклама имеет огромное значение. Она в значительной степени определяет стиль жизни, оказывает влияние на отношение к себе и окружающему миру. Она показывает готовые формы поведения в той или иной ситуации, определяет, что хорошо и что плохо.
Так как в последнее время я занимаюсь вопросами эффективности противопожарной пропаганды, могу привести примеры некоторых проектов МЧС, позволяющих рецепиентам обратить внимание на самые безобидные, но порой такие опасные факторы, как непотушенная сигарета, оставленный без присмотра зажженный камин, детские эксперименты с возгораемыми веществами. Cоциальная реклама - это простой и доходчивый способ объяснения того, что изменяя отношение к привычным вещам, можно сделать жизнь намного безопаснее.
К сожалению, в России социальной рекламы по теме пожарной безопасности производится крайне мало. Чаще происходит формирование положительного мнения аудитории о той или иной службе, структуре или ведомстве. В России ярким примером подобного подхода служит реклама службы в армии. Реклама ставит перед собой цель изменить крайне негативное отношение российского общества к армии на хотя бы нейтральное, дать понять, что служба в армии - это долг каждого по защите своей родины, работа для настоящих мужчин, сильных духом и телом. В этот ряд можно поставить отдельные материалы по работе в МЧС.
Оправдывает ли современная социальная реклама своё предназначение как носитель общественно важной информации?
Цель социальной рекламы - изменить модель поведения человека в обществе. В контексте противопожарной безопасности это определение можно проиллюстрировать так: социальная реклама может, например, приучить людей контролировать свои действия при обращении с опасными веществами, предметами. Казалось бы, это так просто: сел в машину и пристегнулся ремнем безопасности. Но миллионы людей во всем мире по непонятной причине продолжают игнорировать эти правило. Плакат на улице, ролик в телепередаче могут дать человеку возможность задуматься: возможно, стоит изменить свою привычку, потому что однажды он спасет жизнь.
Назовите примеры наиболее удачной и неудачной социальной рекламы (теле - радиоролики, плакаты, баннеры и т. д.)
Социальную рекламу можно условно подразделить на конструирующую определенные ценности и образ жизни и запретительную, обращающую внимание на ряд общественных и личных пороков и дурных привычек. Российская социальная реклама первого вида находится сегодня на периферии медийного сообщества, в ней мало продуманных образцов, нет методов анализа эффективности и четкого комплексного понимания цели работы. Часто непонятна ни целевая аудитория, ни смысл, вкладываемый авторами в ролик или плакат. При восприятии социальной рекламы мы зачастую не ощущаем того личностного подхода, который внушают производители какого-либо коммерческого товара. Поэтому, воспринимая «запретительную» рекламу, адресат чаще не воспринимает адресности именно к себе, а в рекламе просветительского характера видит вторжение в свою частную жизнь. Этим мне кажется сложна сегодняшняя ситуация в поле социальной рекламы.
Удачными, на мой взгляд, являются плакаты и слоганы, востребованные самим обществом на уровне запроса информации или воспринимаемых особенностями современного человека по форме подачи материала. Вспомним транслируемый центральным телевидением ролик о гибели мужчины на пожаре бани из-за неосторожного обращения с печным оборудованием, но поданного аудитории на приёме контраста спокойного начала истории и трагического финала. В сознании современного человека обрабатывается огромное количество данных, большинство из которых, увы, носит негативный характер, и вторгаясь в эту систему мы априори наталкиваемся на нежелание воспринимать новые сведения. Перед специалистами МЧС стоит сложнейшая задача: напоминанием о гипотетической трагедии внушать людям правила безопасного поведения, и социальная реклама незаменимый помощник в этом процессе.