Кандидат юридических наук, доцент кафедры социальной работы Нижнетагильской государственной социально- педагогической академии
Насколько актуальна, на Ваш взгляд, в современных коммуникациях форма социальной рекламы?
По мере своего развития реклама становится культурным фактором и наряду с другими чертами объективного порядка – языком, историей, религией, обычаями – формирует общее понимание цивилизованного подхода к истории развития человеческого общества. Она становится индикатором уровня развития культуры, т.к. свидетельствует о мере заботы о пожилых людях, детях, больных, о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Реклама распространяет социальные ценности. Она способствует формированию стиля жизни, стереотипов, которые отражают культурные особенности стран и народов. Известный американский историк Д. Бурстин, как бы подтверждая эту мысль, писал: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я вам все скажу об этой стране».
Оправдывает ли современная социальная реклама своё предназначение как носитель общественно важной информации?
Надо согласиться с мнением Эриха Фромма о том, что реклама имеет свойства гипнотического внушения: «В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит человеку определенное удовлетворение…». Не следует этого бояться. Задача состоит в том, чтобы социальная реклама действительно способствовала формированию положительных установок, и, в первую очередь, у подрастающего поколения. Здесь приходится констатировать тот факт, что социальной рекламы в современных сетях коммуникации явно недостаточно. С этим мириться нельзя, поскольку, как известно, «свято место пусто не бывает». Не будет позитивной информации, ее место займет негативная.
Назовите примеры наиболее удачной и неудачной социальной рекламы (теле – радиоролики, плакаты, баннеры и т. д.)
Обращают на себя внимание рекламные ролики, в которых знаменитые спортсмены, артисты или врачи говорят о пагубности алкоголизма, табакокурения, наркомании. В качестве положительного примера стоит упомянуть размещение номеров телефонов доверия или «горячей линии» по проблемам жестокого обращения с детьми, распространения наркотиков и т. п. в «бегущей строке» на телевидении или на рекламно-информационных баннерах. Но как уже говорилось, социальной рекламы явно недостаточно, она не охватывает все сферы социальной работы. Полностью отсутствует информация для детей по вопросам безопасности. Только из выпусков новостей мы узнаём, например, о том, что ГИБДД с целью исключения попаданий детей на проезжую часть в условиях гололеда, проводит акцию «Горка». Но возможности и потенциал социальной рекламы в этом случае не используется для проведения разъяснительной и профилактической работы. Наше поколение, выросшее в социалистическом обществе, помнит большие и яркие щиты «Берегите спички от детей». С того времени в постоянном обиходе появилось большое количество бытовой техники, увеличилось число газифицированных квартир, ухудшилась криминальная обстановка на улицах. Появился новый термин – бытовая преступность. Все это является «не поднятой целиной» в области социальной рекламы