Эксперт Центра экстремальной журналистики Союза журналистов РФ
Насколько актуальна, на Ваш взгляд, в современных коммуникациях форма социальной рекламы?
Как раз главную роль играют современные формы и степень развития коммуникаций. Они, с одной стороны, делают социальную рекламу очень эффективной. С другой, создают соблазн и возможность сочетать ее (соц. рекламу) с манипулятивными технологиями, либо протаскивать под брендом общественно полезного дела сомнительные «произведения» – см. примеры из пункта 3.
Оправдывает ли современная социальная реклама своё предназначение как носитель общественно важной информации?
Пока не совсем. Заточенные под приемы и лекала «экшна», режиссеры-рекламщики чаще всего просто пугают зрителей. Примеры: рекламные ролики по тематике безопасного секса в связи с гепатитом и СПИД. Даже ТВ-серия, которую я бы назвал «Остановить вымирание нации», где против алкоголизма, курения и проч. агитируют известные персонажи из мира искусства или шоу-бизнеса, решена не столько в лаконичных, сколько в мрачных тонах. Серьезность и мрачность – не одно и то же.
Назовите примеры наиболее удачной и неудачной социальной рекламы (теле – радиоролики, плакаты, баннеры и т. д.)
Лучшие примеры, к сожалению, не сегодняшние, а прошлых лет. Это, на мой взгляд, серия "РУССКИЙ ПРОЕКТ" на ОРТ, особо я бы выделил ролик «Мы вас любим» с участием Зиновия Гердта:
Неудачной социальной рекламы – пруд пруди. Как ни парадоксально, но это связано с растущим вниманием к этому виду рекламы со стороны властей всех уровней. На мой взгляд, логика здесь такая. Растет внимание – выделяются средства – появляются охотники осваивать эти бюджеты. Как правило, это те, кто наиболее агрессивен на данном рынке и уже вошел во вкус рекламных денег, делая коммерческую рекламу. Берясь за социальную рекламу, из всей палитры приемов, они выбирают самые лобовые. Например, шокируют.
Можно назвать антитабачную рекламу, когда окурок тушат о ребенка. Либо серию фотографий, где звезды шоу-бизнеса голышом «бьют тревогу» против рака груди.