генеральный директор ООО «УралАвтоТрейд»
1. Какие
близкие к Вашей профессии сферы деятельности сегодня особенно остро
нуждаются в PR
поддержке?
Если рассматривать сегмент городских пассажирских перевозок, в котором работает наше предприятие, то здесь PR-поддержка необходима, на мой взгляд, в первую очередь, коммерческой составляющей, т.е. формам и методам, посредством которых можно заинтересовать потенциальных клиентов в сотрудничестве именно с нашей кампанией. Сегодня это особенно актуально, потому что фирме-перевозчику экономически выгоднее работать не с пассажиром-единоличником, а с корпоративным партнёром. Например, с бизнес- и торговыми центрами, которые функционируют круглосуточно и сталкиваются при этом с проблемой доставки сотрудников на работу и с работы. Как руководитель предприятия-перевозчика, я чувствую себя гораздо увереннее в бизнесе, если на столе лежит пачка договоров на такого рода обслуживание.
Сегодня адаптирующаяся к антикризисным формам существования, экономика предприятий-клиентов постепенно выходит их «эпохи откатов»: заказчики стали тщательнее анализировать затратные статьи бюджета и нам приходится в условиях усилившийся конкуренции прибегать к самопрезентациям, доказывать, что именно наши услуги на рынке - наиболее качественные и экономически-целесообразные. Но кризис научил нас рачительно относиться к расходованию средств. Прежде чем нанять специалиста по связям с общественностью и рекламе, я как руководитель предприятия возьму в руки калькулятор и посчитаю, в какую сумму он мне обойдётся и за какой срок окупится.
Взял. Посчитал. Наша фирма не может себе позволить содержать таких сотрудников. Во-первых, опыт показывает, что ни один вуз не готовит универсального специалиста в сфере «связей с общественностью и рекламы»: кто-то специализируется только в PR, кто- то - только в рекламе. Создавать многочисленный отдел продаж и продвижения фирмам-перевозчикам, сравнительно небольшим по количеству персонала, сегодня не по карману. Во-вторых, экономические реалии и без того заставили нас минимизировать штатное расписание, экономя на каждом отдельно взятом сотруднике. Однако я понимаю, что «продвигаться» нужно, но стратегию продвижения своего предприятия я определил следующим образом: я - сам себе пресс-служба, а инструмент моего PR - это мои ноги и налаженные связи с руководителями фирм-заказчиков.
Например, я два года являюсь официальным перевозчиком Свердловского областного военного комиссариата, который удовлетворён качеством оказываемых услуг. Как любое государственное предприятие, военкоматы работают в рамках строгой экономии и требуют чёткого выполнения договорных обязательств. Со мной у военных никогда «проколов» не было, поэтому сформировавшийся имидж «работает» на меня с эффектом «снежного кома»: информация о добросовестном партнёре распространяется по всему корпоративному кругу потребителей, а это около десяти военкоматов в Екатеринбурге, Верхней Пышме, Берёзовском, Полевском, Сысерти... Так формируется пул заказчиков.
Меня такая ситуация устраивает. После нахождения своей ниши в рынке мне в нынешних условиях не интересно её расширение, а, следовательно, в условиях кризиса ни о каком активном продвижении речи быть не может.
2. В чём, на Ваш взгляд, заключаются наиболее «узкие» стороны современного PR и что необходимо предпринять для его эффективности?
Если рассматривать PR в сфере пассажирских перевозок, то он слаб прежде всего тем, что выступает в качестве инструмента неорганизованного сообщества. Рассмотрим, к примеру, кризисную ситуацию, которая сложилась на этом рынке весной 2009 года.
Отдельно взятый перевозчик вступил в лизинговые или кредитные взаимоотношения с финансовой организацией, приобрёл автотранспорт и, просчитав свою экономику, вывел тариф равный 20 рублям за одну поездку. В апреле Президент велел государству повернуться лицом к бизнесу. К предпринимателю приходит чиновник с требованием: «Вы будете возить пассажиров не за 20, а за 10 рублей!». Предпринимателю это в убыток. Естественно, он просит чиновника компенсировать затраты. Но чиновнику такого права никто не давал! В результате многие перевозчики не смогли свести концы с концами.
Тут бы в разговоре с чиновниками и задействовать PR-технологии, разъяснив обществу причину такой ситуации. А она проста. Когда на одной территории функционируют муниципальный и коммерческий автотранспорт, при увеличении коммерческого рынка слабеет муниципальный и наоборот. Руководство города бесспорно заинтересовано в сохранении муниципального автотранспорта. Однако коммерческий - более мобилен и качественен, оперативно реагирует на состояние рынка. Вследствие чего и стоимость проезда в нём несколько выше, чем в муниципальном. Весной этого года стоимость проезда в муниципальном транспорте сравнялась с коммерческой. Теперь среднестатистическая бабушка-пенсионерка стала чаще пользоваться услугой коммерческого автобуса... Поняв всё это, чиновники традиционно прибегли к административному ресурсу.
Ассоциации перевозчиков могли бы организовать силами PR общественный диалог между предприятиями, оказывающими услуги пассажирских перевозок, клиентами и городскими чиновниками. Однако этого не произошло, усилия Ассоциаций оказались слабыми и предприятия-перевозчики остались один на один с проблемой. Каждый пытался выжить самостоятельно. Используя свой политический и общественный ресурс, я обращался к депутатам Государственной Думы РФ, в её соответствующие Комитеты. Было написано письмо губернатору Свердловской области, в котором объяснялось, что поле коммерческих перевозок находится под угрозой...
По логике, в критической ситуации все предприятия-перевозчики должны были объединиться под эгидой, например, Ассоциаций. Но этого не произошло! Сработала психология конкуренции, психология неорганизованного сообщества, когда каждый, несмотря на явную угрозу, мыслил исключительно местническими интересами. И не нашлось реальной силы, которая могла бы на время объединить конкурентов, сделать их союзниками в кризисной ситуации. Такой силой мог бы стать PR, окажись он в профессиональных руках.