Компрессоры Данфосс витрину

№3-4(4)/09

Содержание номера:

Владимир Быкодоров

Владимир Быкодоров Заместитель генерального директора по развитию и филиалам Свердловского областного краеведческого музея

Какие близкие к Вашей профессии сферы деятельности сегодня особенно остро нуждаются в PR-поддержке? 

Сам Музей сегодня нуждается в PR. Музей - это  мощный коммуникационный узел, обеспечивающий взаимодействие между культурным наследием человечеством, и собственно обществом. Знакомство человека с музеем в идеале не может ограничиваться осмотром экспозиций, музей должен стать площадкой активного общения самых различных групп наших сограждан: политиков, бизнесменов, художников, молодежи. В связи с этим, основной задачей музейного PR  я вижу позиционирование самого музея, во-первых, как центра разностороннего общения, во-вторых, как места, где аккумулируется самая разнообразная (и, заметьте, самая доступная) информация о прошлом, настоящем и, в определённой степени, будущем общества. Причём, не вторичная информация, а подлинная, в виде артефактов.

Сегодняшняя реальность такова, что, испытывая потребность в информации, человек идёт в Интернет, в крайнем случае, в библиотеку. За чувствами и переживаниями он отправляется в кинозал, театр или филармонию. И музей как-то выпадает из этой логической цепочки источников удовлетворения человеческих потребностей. Причём музейные работники это остро чувствуют, и, зная об уникальных возможностях своих экспозиций и хранилищ, ломают голову над тем, как донести имеющуюся у них бесценную информацию до общества.

Музей дает возможность соприкоснуться с самым ценным, что оставила нам история - с артефактом. У нас, например, в Доме Поклевских-Козелл работает выставочная экспозиция «Очарование Востока», на которой представлены предметы быта, искусства, религиозных обрядов, сувениры, привезенные нашими путешественниками в XIX-XX веках из Китая и Японии, причём предметы в своё время тиражные, широко распространённые. Двести лет назад эти маски, столовая посуда, игрушки, конечно, никого бы не удивили, но спустя годы они превратились в артефакты, которые оказались интересными даже сегодняшним экскурсантам  из Китая

Сейчас Свердловский областной краеведческий музей располагает 600 тысячами артефактов. Если возле каждого постоять хотя бы одну минуту, не хватит года человеческой жизни! Хотя, музей, конечно, и не ставит перед собой задачу - показать всё.  

Есть ещё одна очень важная для Урала проблема, которая может быть решена посредством PR с непосредственным участием музеев - это брендинг территорий. Об этом, кстати, весной говорил Президент РФ Д. А. Медведев. Важно не только изучать и знать историю своей страны, нужно формировать в сознании каждого россиянина представление об общественной, политической и культурной значимости родного края. Работа по продвижению бренда Свердловской области, на мой взгляд, может стать более эффективной, если музейная и научно-исследовательская краеведческая деятельности будут подкреплены таким инструментом, как связи с общественностью. Музей готов к такому сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Недавно к нам  пришел один екатеринбуржец с предложением  организовать музейный проект, посвящённый участию наших земляков в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Цель экспозиции - обратить внимание общественности на судьбы уральцев, принимавших участие в далёких событиях на Дальнем Востоке и по возможности - побудить к сбору средств на установку памятника нашим землякам - героям той войны. В процессе работы над этой выставкой стала очевидна брешь в общественной памяти: мы ничего не знаем об уральцах, участниках русско-японских сражений, на исторической карте области нет ни одного памятного знака, связанного с судьбами этих людей... И это не единственное «белое пятно» в истории Урала начала XX века. Много ли мы знаем об участниках Первой мировой войны, лежащих под могильными плитами Михайловского кладбища в Екатеринбурге? А в каком состоянии находится  на Ивановском кладбище мемориал революционерам и участникам гражданской войны?

Проведением  выставки, посвящённой Русско-японской войне, музей сделал, пусть маленький, но очень важный шаг на пути к познанию прошлого нашего края. Продвижение бренда Урала, Свердловской области невозможно без осознания исторической взаимосвязи событий минувших лет с тем, что происходит сегодня. Связующим инструментом в данном случае должны выступать разнообразные технологии связей с общественностью, целью которых являются  принципы, оговоренные нами выше. Посредством PR музей становится сегодня полноценно действующим социальным институтом, и очень важно, чтобы этот институт достойно воспринимался обществом, а для этого опять же необходимо профессиональное использование PR-технологий.

В этой связи музей сталкивается ещё с одной традиционной для страны проблемой: будучи государственным учреждением, мы не получаем финансирование на использование PR-технологий. Сегодня для того, чтобы провести достойную рекламную кампанию музейных экспозиций в средствах массовых коммуникаций, необходим хотя бы минимальный бюджет. Я не хочу жаловаться, но то, что сейчас зарабатывает музей, тратится на оплату коммунальных услуг, охрану и доплаты к очень небольшим окладам сотрудников. Таким образом, мы постоянно ищем выход из замкнутого круга: без профессионального PR к нам не пойдёт массовый посетитель, а без посетителя мы не в состоянии проводить достойные PR- и рекламные кампании. В этой ситуации не приходится рассчитывать на какие-то новейшие PR-технологии. Наши кампании малобюджетны и достаточно традиционны: реклама в СМИ и Интернет, плакаты, флаеры, баннеры у входа в музей. Хотя случаются и нестандартные решения. В этом году, например, экспонировалась выставка фоторабот Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Творчество Екатерины оценивается неоднозначно: кто-то из «высоколобых» искусствоведов называет его китчем, но у многих людей оно вызывает неподдельный интерес. Проект мы позиционировали  в двух дивизионах: для среднего класса со стоимостью билета 200-250 рублей и для пенсионеров - всего 50 рублей. И знаете, наш расчет оправдался, сработала технология «сарафанного радио» - пенсионер  пошёл!  Пожилые люди по нескольку раз приходили на выставку, возвращались и приводили с собой группы друзей и знакомых. В итоге посетителей из числа пенсионеров оказалось гораздо больше, чем представителей среднего класса!

Наша стратегическая задача - формировать массовый интерес к музейным проектам, и если сегодня  музей принимает около 330 тыс. человек в год, то, применяя новые технологии в рекламе, профессионально выстраивая связи с общественностью, мы сможем добиться более высокой посещаемости.

 

В чём, на Ваш взгляд, заключаются наиболее «узкие» стороны современного PR и что необходимо предпринять для его эффективности?

Думаю, слабых мест у российского PR сегодня нет, поскольку, благодаря финансовым ресурсам различных корпораций и финансово-промышленных групп, он научился проникать в самые глубинные закоулки человеческой души: там, где есть деньги, всегда присутствуют профессионалы. Вопрос в другом, что современные бизнесмены понимают под понятием «PR» и понимают ли они вообще, о чём идёт речь? В бизнесе существуют представители двух крайних групп, не вполне адекватно относящихся к понятиям «PR» и «реклама»: это «золотая» бизнес-молодёжь, которая бьёт себя кулаком в грудь и голословно утверждает, что её фирма - самая «крутая» (чем, собственно, и ограничиваются все её PR-технологии), а также  выходцы  из советского партхозактива, которые в силу своего менталитета даже не видят разницы между этими понятиями. Остальная часть бизнеса - вполне вменяемые люди, которые успешно используют ради собственного продвижения различные рекламные ходы и PR-технологии. На этих-то людей, я считаю, и нужно делать ставку при реализации таких серьезных PR-проектов, как, например, продвижение бренда территории - Свердловской области.

При этом нужно осознавать, что они - предприниматели, и, следовательно, будут искать в сотрудничестве собственную выгоду. В нынешних условиях это естественно. Не нужно бояться коммерциализации PR. В сегодняшнем мире всё имеет свою стоимость, даже музейные артефакты при всей их бесценности. И если в музей придёт деловой партнер и предложит организовать на коммерческих началах выставку, мы, безусловно, с признательностью примем это предложение. Естественно, ему будет выдвинут ряд условий: экспозиция должна быть социально-значимой, не должна нарушать общественную мораль, возбуждать религиозную и национальную вражду. Что же касается PR такого проекта, то естественно, он не может оторваться от жизни, т. е. в нём активно будет присутствовать организатор и заказчик выставки. Это нормально. Хотя к коммерциализации PR в музейной сфере некоторые мои коллеги до сих пор относятся настороженно.

В начало

Учредитель журнала


лучшее кадровое агентство
лучшее кадровое агентство г. Североуральск