Антон Редкашов
Ровно год назад в Екатеринбурге состоялся международный композиторский фестиваль «Новая музыка - Новая реальность». Это мероприятие стало удивительным событием в мире культуры, потому что организовал его... студент третьего курса Уральской государственной консерватории имени М.П.Мусоргского (класс ст. преподавателя Ольги Викторовой) Антон Редкашов.
Весна этого года несёт продолжение инициативы: из разных уголков России, из столицы и провинции, в наш город снова съедутся молодые композиторы и исполнители, которые поделятся с коллегами своими творческими находками и обсудят профессиональные перспективы.
Так неформальная инициатива одного человека создала на Урале новую традицию, которая имеет реальную возможность вырасти до уровня регионального бренда.
Наши корреспонденты встретились с Антоном и попросили его рассказать о том, как родилась идея фестиваля и насколько труден процесс её воплощения.
А. Р.: В декабре 2008 года студенты Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского предложили провести в Екатеринбурге фестиваль «Новая музыка - Новая реальность» - своеобразный мост общения и обмена опытом композиторского мастерства между молодыми российскими авторами. Естественно, я не мог отказаться от такого предложения и обратился за содействием на кафедру композиции нашей консерватории.
А.Р.: Это стало настоящей революцией! Столичная идея проведения фестиваля в Екатеринбурге показалась нашей музыкальной общественности невозможной: вообще, в осуществление новаторских, требующих большой инициативы идей, в музыкальных кругах мало кто верит. Ссылались на кризис, недостаток времени и другие «подводные камни»...
Москвичам легче проводить такие мероприятия: у них больше административных возможностей, денежных средств, наконец, они живут в более насыщенном информационном поле. Да и столичное отношение к современному музыкальному искусству отлично от того, как воспринимают его в регионах. Здесь, например, споры происходят не в плоскости профессионального обсуждения различных музыкальных направлений, а по вопросу целесообразности существования такого вида искусства... В этой связи вполне естественны опасения насчёт самого фестиваля: насколько он окажется востребован музыкальной общественностью и какой окраски будет её оценка. Поэтому и реакция большинства студентов Уральской государственной консерватории по отношению к идее проведения фестиваля, на тот период, мягко скажем, была не очень одобрительной. Пришлось многое делать самому. Огромную помощь в организации фестиваля оказал мне заведующий кафедрой Анатолий Николаевич Нименский.
Профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского
Анатолий Нименский
А. Р.: В рамках фестиваля прошли три концерта: два в Большом зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского и один в Каминном зале Библиотеки имени А. И. Герцена, также состоялись научно-практическая конференция «О проблематике современного композиторского искусства и дальнейших путях развития», круглый стол на тему по итогам фестиваля и экскурсия по историческим местам Екатеринбурга.
На мне лежала ответственность за подбор нот, вёрстку программы выступлений, изготовление афиш. Гости были в основном из столицы - молодые композиторы, студенты Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных.
А. Р.: Несмотря на то, что все творческие люди - личности экспрессивные, без каких-либо особенных проблем. Жителям столицы было очень интересно узнать искусство, которое выкристаллизовывается, живёт и развивается вне стен Москвы. Кроме того, они заинтересованы в том, чтобы их музыка звучала в разном исполнении, поэтому к нашей интерпретации с их стороны было пристальное внимание.
А. Р.: Нет, не страшила. Дело в том, что до приезда в Екатеринбург, я занимался организацией концертных мероприятий в Кемеровской области, так что открытого страха не было. Другое дело, мне не приходилось брать на себя фестивали всероссийского масштаба... Честно говоря, я надеялся на помощь своих коллег - уральских композиторов, но, к сожалению, этого не случилось! Они шагнули мне навстречу только по окончании фестиваля, когда стало ясно, что всё удачно получилось, что фестиваль - мероприятие имиджевое и возможности, которые он открывает, в профессиональном плане - безграничны.
А. Р.: Я такой человек, что трудности меня подстёгивают к большему сопротивлению. Если цель для меня очевидна, то, несмотря ни на какую инерцию, я доказываю окружающим, что многое, кажущееся им не реальным, вполне осуществимо.
А. Р.: Определенно. Фестиваль получил очень хороший резонанс в профессиональной среде, и что особенно важно, не только в Екатеринбурге, но и во многих других городах России. Я могу сделать такой вывод, потому что после нашего фестиваля был приглашён на аналогичное мероприятие в столицу.
Московский фестиваль оказался, на удивление, менее содержательным и эмоциональным. Для столицы подобные мероприятия - рядовые события, поэтому и отдача от них не такая как в нашем городе. И если даже первый екатеринбургский фестиваль наполнял концертные площадки более чем наполовину, то в Москве всё оказалось гораздо скромнее.
Композиторы Ольга Викторова ( Екатеринбург) и Мария Щукина ( Москва)
А. Р.: Резко изменилось. В лучшую сторону. И что самое важное лично для меня, кафедра композиции нашей консерватории решилась на организацию уже международного фестиваля, который пройдёт в Екатеринбурге с 5 по 9 апреля 2010 г.
Преград больше нет. Даже студенты других кафедр предлагают свою помощь в организации и проведении фестиваля. Все поняли, что фестиваль, это не только знакомство с новой музыкой, новыми течениями в искусстве, но новые профессиональные связи.
А.Р.: Да, мы ожидаем коллегу из Сан-Франциско. Кроме того, гости будут из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Ростова-на-Дону, Челябинска, и Новосибирска.
А. Р.: Безусловно, концерты. Их будет пять. Научно-практическая конференция «Творчество самобытных композиторских школ и их пути развития в XXI веке», круглый стол, на котором планируется обсудить музыку разных школ и направлений, а также и мастер-класс «Проблематика современной композиторской школы по выбору материала для сочинения, инструментарий и жанры», который проведёт молодой московский композитор, выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, председатель Молодежной организации Союза композиторов России Ярослав Судзиловский.
А.Р.: Думаю, что есть. Но при обязательном условии: этим фестивалем кто-то должен постоянно и системно заниматься. Объективно, что различные новые направления в музыке развиваются и в нашей стране и за рубежом, следовательно, актуальной становится потребность профессионального общения её представителей: и композиторов и исполнителей. Вопрос, где и кем будет реализовываться эта потребность! Я считаю, что наш город вполне может претендовать на место постоянного проведения таких фестивалей, так как молодые композиторы Урала плодотворно трудятся в сегменте именно новой музыки. Начало уже положено. Но нужно объективно осознавать, что эта ниша долго пустовать не сможет: актуальная потребность в профессиональном общении обязательно сформирует альтернативную инициативу, которая уведёт этот фестиваль с Урала или даже из России.
Беседовали
Юлия Денисова,
Евгения Урусова