Любовь Данилова,
специалист по связям с общественностью,
Ольга Дерябина,
фотограф
Как известно, фотобанк – это банк изображений, которые можно купить как для коммерческого, так и для некоммерческого использования: создания иллюстраций, рекламы или книг. Специфика контента фотобанков определяется многонациональностью аудитории. О том, как подготовить модель для таких фотографий, рассказывают Любовь Данилова и Ольга Дерябина.
Фотобанки начали появляться в 1960-х гг., когда к профессионалам рекламы и издательского дела пришло понимание того, что покупка готовой фотографии является более экономичным способом наполнения издания, чем создание эксклюзивного изображения собственными силами. Крупнейшие фотобанки были созданы на базе архивов информационных агентств, например, в России – это фотобанк агентства ИТАР (ТАСС).
В начале XXI в. фотобанки активно начали использовать Интернет, создав соответствующие веб-хранилища, в которых изображения собраны в тематические галерее и/или каталогизированы по категориям, сюжетам, размеру, цветовой гамме и другим признакам.
Фотобанки бывают двух видов: «традиционные» и микропейментовые.
«Традиционные» фотобанки работают со слайдами с использованием «Right Managed» (RM) лицензии. По условиям этой лицензии, фотография может продаваться только в одном фотобанке. При этом фотобанк хранит историю продаж фотографии, и клиент может быть уверен, что купленное им изображение не использовалось ранее конкурирующей фирмой. Цена фотографии в традиционном фотобанке зависит от таких факторов, как: срок использования изображения, тираж, формат изображения и др. Цена фотографии при покупке в традиционном фотобанке по Right Managed лицензии обычно 100–400 $. Фотограф получает с такой продажи около 50 %, за вычетом налогов.
Микропейментовые фотобанки (синоним: «микростоковые фотобанки») отличаются от традиционных продажей изображений на неэксклюзивной основе за сравнительно небольшие деньги.
С каждой продажи автор изображения получает заранее оговорённый процент. Самих продаж может быть много, что позволяет фотографам прилично зарабатывать на продажах по, на первый взгляд, «бросовым» ценам.
Фотографы и владельцы традиционных фотобанков часто открыто недолюбливают микростоковых «конкурентов». Обычно эта конфронтация основана на недопонимании, что традиционные и микростоковые фотобанки обслуживают разных клиентов. Тот, кому нужна эксклюзивность, никогда не пойдёт в микростоковый фотобанк. Тот, кто не может тратить на одно изображение 10–12 тыс. рублей будет либо покупать его в «микростоке», либо воровать. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотобанк)
Соответственно, стоковая фотография – это тематическое фотоизображение, которое продается на мировом стоковом рынке и может быть использовано в качестве иллюстрации или рекламы. Часто стоковую фотографию путают с цифровой, но это характеристики, взятые из разных плоскостей. Стоковые фотографии могут быть лицензированы для специфических целей. Издатели книг, технические издательства, журналы, рекламные агентства, кинематографисты, веб-дизайнеры, художники, фирмы по декорированию интерьеров, корпоративные творческие группы, и др. обращаются в банки стоковых фотографий для использования изображений, выбранных в них, в своих работах.
Стоковые изображения могут быть представлены в онлайновых базах данных, что позволяет потребителю получать их дистанционно и немедленно при соответствующей форме оплаты. Коллекции стоковых изображений порой называют фотостоком, фотоархивом, библиотекой фотографий, имиджбанком или фотобанком. Современные распространители стоковой фотографии обычно предлагают не только фотоснимки, но и видео, и иллюстрации.
Микростоковая фотография представляет собой ответвление традиционной стоковой фотографии. Компании, работающие в этом направлении, характеризуются:
История
Пионером микростоковой фотографии был Брюс Ливингстон (Bruce Livingstone), который в мае 2000 г. открыл фотобанк iStockPhoto, оригинальный для тех времен проект, который быстро стал феноменом индустрии. В феврале 2006 года Ливингстон продал iStockPhoto фотобанку Getty Images за 50 млн $ США.
Каждый микросток использует свои схемы ценообразования и платежей. Фотограф может загружать одни и те же изображения в несколько фотобанков или стать эксклюзивным автором и получать увеличенные комиссионные.
Выплат за передачу изображений в микростоковый фотобанк не предполагается. Однако не все присланные фотографии будут приняты. Изображение проверяется экспертами, оценивающими техническое качество, художественность и коммерческую ценность. Фотографы добавляют к изображениям ключевые слова, которые помогают потенциальным покупателям осуществлять поиск в базе фотобанка.
Специфика микростоков состоит в том, что фотографы могут заработать столько же на множестве мелких продаж, как они могли бы заработать с малого числа продаж в традиционном фотобанке. Но некоторые профессиональные фотографы считают, что микростоки обесценивают фотографию, потому большинство изображений в микростоковых фотобанках сделаны непрофессиональными фотографами.
В фотобанках представлены работы фотографов из многих стран мира, и для того, чтобы иметь коммерческих успех, их работы должны соответствовать единым техническим и эстетическим стандартам. Самое большое количество покупателей стоковых фото – западные страны (Европа, США, Канада, Австралия). В России стоковые фото используют ИД «Коммерсант», в Екатеринбурге – «Абак Пресс».
Рис. 1. Типичная фотомодель
Чего ждет аудитория
Фотографии, размещаемые на стоковых сайтах, ориентированы на три аудитории. Это:
1) администраторы сайтов, проводящие отбор фотографий;
2) покупатели фотографий – дизайнеры, иллюстраторы, верстальщики и т.п.;
3) те, кому будет адресован конечный продукт. Ее ожидания являются приоритетными. Это так называемый «золотой миллиард», жители развитых стран (США, Канада, европейские страны, Австралия). Их характеризуют некоторые общие черты (образ жизни, вкус, эстетические критерии), которые напрямую и формируют их ожидания по отношению к тому или иному изображению:
Приведем примеры образов, востребованные на стоках:
Образ: | |
«Бодрые» активные пенсионеры с хорошим уровнем дохода, налаживающие личную жизнь или занимающиеся хобби | |
Успешная молодая симпатичная восточная или негритянская женщина на рабочем месте | |
Молодой мужчина с европейской внешностью, занимающийся спортом |
Стоковая фотография должна быть предельно универсальна и семиотически однозначна (символична), и ее смысл должен быть предельно прозрачным, поэтому важно, чтобы типаж модели по большинству параметров соответствовал воплощаемому образу.