В наше время большинство студентов озабочены проблемой трудоустройства. Некоторые начинают трудиться по специальности, учась на втором-третьем курсах. В последние годы всё больше студентов совмещают обучение в вузе с работой, но случается, что работают они не по специальности, а лишь для того, чтобы иметь хоть какой-то заработок. Критериями для выбора молодым специалистом места будущей работы, скорее всего, служат: уровень заработной платы, возможность самореализации, перспективы карьерного роста.
Эта ситуация дает повод задать несколько вопросов. Чем руководствуется работодатель при принятии решения о найме молодого специалиста? Кого предпочитают современные работодатели? Ответы на них могут быть важны в том числе и для тех, кто готовит специалистов по коммуникациям.
Скорее всего, на первом месте при найме на работу молодого специалиста, стоит впечатление работодателя от претендента. Конечно, учитывается наличие у него профильного образования, а также имеющийся опыт делового общения. Многие работодатели не говорят о том, что репутация вуза имеет большое значение, но на практике выпускники малопрестижных вузов иногда даже не рассматриваются в качестве претендентов. Кроме того, для работодателей важны наличие рекомендаций со стороны вуза, репутация учебного заведения, которое закончил выпускник, уровень запросов выпускника (должность, размер заработной платы, обеспечение жильем, режим работы и т.д.), средний балл диплома.
Согласно опросам, в молодых специалистах работодатели ценят профессионализм, тягу к знаниям, адаптивность, активность, амбициозность, коммуникабельность, мобильность, настойчивость, технологическую подготовку, знание компьютера и иностранных языков. Многие работодатели считают, что молодым специалистам необходима дополнительная подготовка, из-за недостатка знаний, отсутствия практических и коммуникативных навыков, умение использовать информацию, а необходимым требованием является обязательное наличие компьютерной грамотности не ниже уровня опытного пользователя. В основном требования по знанию информационных технологий сводятся к овладению программных пакетов MS Office: Word, Excel, Power Point, а также Internet, специализированных программ 1C. В связи с этим актуальным становится знание иностранных языков, в частности, английского, на базовом уровне подготовки.
Хочу рассмотреть одну из престижных и интересных категорий специалистов – это бизнес-консультант.
Бизнес-консультант (Business consultant) – это специалист, оказывающий консультационные услуги другим фирмам, предприятиям, организациям по широкому кругу вопросов. Может действовать как индивидуально, так и в штате специальных (консалтинговых) фирм. Бизнес-консультанты могут предоставлять как комплексные услуги, так и специализироваться в какой-то одной сфере деятельности, например: составление бизнес-планов, аудиторские проверки, исследования рынка, консультирование по юридическим вопросам, регистрация предприятий и оценка недвижимости, и т.д. Комплексные консультационные услуги способны предоставить только достаточно крупные фирмы, отдельные же лица, как правило, являются специалистами в конкретных областях либо занимаются консультированием мелких компаний. Приглашенные консультанты помогают руководителю проанализировать общее состояние дел на предприятии (по всем видам его деятельности и источникам), провести проверку соответствия бухгалтерского учета правовым аспектам и существующим нормативам, провести конкурентный анализ отрасли, проанализировать прибыльность, подготовить инвестиционный проект, наладить налоговое планирование, осуществить аттестацию персонала, организовать повышение квалификации и многое другое. Интересная работа, широкий круг общения, достаточно высокий статус, высокая оплата труда, хорошие карьерные перспективы - всё это вы можете получить занимаясь бизнес-консалтингом.
Человек, претендующий на должность бизнес-консультанта, должен иметь профильное высшее образование (в основном, юридическое или экономическое), досконально и на личном (желательно практическом) уровне разбираться в предмете консультирования. Дополнительным плюсом для занятия должности будет бизнес-образование (степень МВА). Критерием для пригодности человека к этой деятельности служат личностные характеристики: ответственность, внимательность, умение работать с большими объемами информации, умение добиваться поставленной цели, внимание к запросам клиентов и т.п. С первых минут общения клиент должен чувствовать, что бизнес-консультант действительно принесёт реальную пользу. От бизнес-консультанта требуется понимание принципов маркетинга, менеджмента, рекламы. Предпочтение при приёме на эту должность отдаётся практикам, имеющим стаж работы не менее трёх лет.
Из всего этого можно сделать вывод, что консультации такого рода могут осуществлять только высококлассные специалисты с высшим образованием и достаточно большим опытом работы в соответствующих областях. А вузы, готовя специалистов, продолжают давать некое абстрактное (пусть даже хорошее) образование. Образование, оторванное от нужд реальной жизни. Думается, именно поэтому выпускники не могут сразу приступать к работе по специальности. И эту проблему вузам надо учесть.
Анна Суслова