Людмила Новожилова

В начало

Novozilova L.M

Новожилова Людмила Миргояновна, ведущий специалист по кадрам Группы компаний «Оборонснабсбыт»

Какие профессиональные (или иные) качества молодого специалиста - выпускника вуза представляют наибольшую ценность для работодателя?

К сожалению,  нам не часто приходится  общаться с молодыми специалистами, выпускниками вузов. Предприятия Группы компаний «Оборонснабсбыт» - это сложившийся коллектив, серьезно поставленный бизнес, кадровые ниши в котором заняты достаточно давно. Возникающие вакансии мы стараемся заполнять уже сложившимися специалистами высокой квалификации.

Если к нам приходят молодые специалисты, выпускники вузов, мы тоже рассматриваем их кандидатуры, но критерии отбора в этом случае более жёсткие. Чем привлекают нас эти ребята? Во-первых, мы осознаём, что наука не стоит на месте и развивается. Следовательно, выпускники вузов приносят нам новые знания, которых, возможно, не имеют наши давно работающие сотрудники. Во-вторых, молодые люди  более мобильны и гибки в своих решениях. В-третьих, молодежь имеет навыки, которых нет у более старших сотрудников: например, они лучше разбираются в Интернет, владеют иностранными языками...

Двадцатилетним присущ юношеский максимализм: им хочется «сворачивать горы», на практике применять знания, полученные в высшей школе. Как кадровик, я понимаю, что такие люди становятся патриотами своего предприятия. Их профессиональные амбиции не завышены, они знают, что, не имея производственного опыта, не могут претендовать на руководящие должности. Поэтому каждой ступеньки их карьерной лестницы предшествует осознанное повышение профессиональной квалификации. Они учатся. Очень важно, например, чтобы начальник отдела в совершенстве знал работу каждого своего сотрудника. Знал не формально, не теоретически.

Каких знаний, на Ваш взгляд, не хватает выпускникам современных вузов?

По моему мнению, современные вузы «грешат» тем, что дают… достаточно много знаний, и студенту рано приходится определяться со сферой своей будущей деятельности. Рыночные отношения сформировали потребность в специалистах узкого профиля. Взять, к примеру, сферу кадровой деятельности. Невозможно быть одновременно хорошим делопроизводителем и хорошим специалистом по подбору персонала. Сегодня это две совершенно разные профессии в рамках одной сферы – кадровой деятельности. И тем, кто стремится стать в ней профессионалом, необходимо как можно раньше начать специализироваться.

На мой взгляд, выпускникам современных вузов не хватает практики. Это в перспективе проблема для будущего работодателя, а сегодня – «головная боль» самого ВУЗа: где получить базу студенческой практики. Давайте смоделируем ситуацию. Ко мне на практику пришёл студент какого-нибудь университета. Я должна обеспечить ему возможность прохождения практики: ввести в курс дела, чему-то научить, т. е. затратить время, которое в ином случае было бы использовано мною на выполнение собственного производственного задания… При этом подсознательно я понимаю, что трачу своё время зря: завершится срок практики, и  студент больше никогда не появится на моём предприятии. Следовательно, я не особенно обременяю себя заботой об этом студенте, а он не получает тех практических навыков, ради которых появился на моём предприятии… Как преодолеть этот формализм с обоюдной пользой и для вуза и для потенциального работодателя? Мне кажется, вузы должны готовить специалистов «под заказ» конкретных работодателей. В этом случае, когда ясна перспектива трудоустройства, и предприятие с удовольствием возьмёт на себя функции «площадки» производственной практики, и будущий специалист с первых дней такой практики начнёт адаптироваться к «своему» предприятию.

Справедливо ли говорить сегодня о профессиональном «конфликте поколений»? Насколько ценностные системы, профессиональные установки, уровень знаний, формируемые современными вузами конкурентоспособны с  потенциалом  отечественной высшей школы  прежних лет?

На нашем предприятии таких конфликтов не происходит, хотя у нас работают люди различного возраста. Как я уже говорила, все вакансии мы стараемся заполнить сложившимися специалистами высокой квалификации. В этом случае решающее значение в определении мастерства имеет не возраст, а профессиональные компетенции. На первый план выдвигается фигура руководителя, талант которого заключается, во- первых, в умении подобрать коллектив соответствующим образом, а, во-вторых, выстроить отношения в нём так, чтобы в случае возникновения этого конфликта, погасить его немедленно, как говорится, в зародыше. 

Как Вы оцениваете реформу российской высшей школы в части ориентации её на формирование компетенций выпускника максимально приближённых к требованиям  титульного работодателя? Готовы ли Вы к активному сотрудничеству с конкретным вузом по подготовке конкретного специалиста для Вашей организации?

Положительно и всегда готовы к сотрудничеству в том случае, если высшая школа повернется лицом к работодателю и начнет буквально с первого курса ориентировать студентов  на перспективу трудовой деятельности в конкретном коллективе.  

В начало

Учредитель журнала


лучшее кадровое агентство
лучшее кадровое агентство г. Североуральск