№2(6)/10

Содержание номера:

Счастливое число - 13!

Самый молодой факультет Уральского государственного университета им. А. М. Горького факультет связей с общественностью и рекламы - готовится к набору тринадцатого поколения абитуриентов. Его декан, кандидат филологических наук, доцент Светлана Александровна Болышева к чёртовой дюжине» относится как профессиональный пиарщик. Для неё эта цифра лишь информационный повод напомнить тем, кто стоит перед своим профессиональным выбором.

- Светлана Александровна, почему специалисты по связям с общественностью востребованы  на современном рынке труда, несмотря на глобальные экономические трудности, в условиях которых он существует?


- В современном информационном мире с его развитой рыночной экономикой большую роль играют специалисты по управлению. Предметом труда менеджера являются разные методы работы с информацией, в том числе технологии связей с общественностью и рекламы. В тоталитарном обществе у руководителей разных уровней не всегда была необходимость самостоятельно принимать решения, не спросив на это разрешения у вышестоящих организаций. Рынок ставит человека один на один со всеми его проблемами: что производить, с кем устанавливать контакты, как продвигать товар или услугу... Без помощников по налаживанию взаимопонимания между организацией и всеми, чьи интересы она затрагивает, уже не обойтись даже в малом бизнесе или в той же школе, поликлинике. Специалисты по рекламе и связям с общественностью нужны всем! Вот рынок труда и реагирует на потребность в них.

В самом начале XXI века деловой мир и люди, ищущие себе лучшего применения, познакомились с рейтингом топ-специальностей, то есть самых востребованных на рынке труда России. Лидерами на нем стали бренд-менеджеры и специалисты в области связей с общественностью. Эта ситуация отражение общей тенденции. Во всем мире реклама и паблик рилейшнз, как отрасли информационной индустрии, подошли к рубежной отметке своего развития в связи с техническим перерождением информационных и коммуникационных процессов. На прошедших в Москве в 2005 году четырех Всероссийских профессиональных конференциях Стратегический PR лидирующие компании констатировали: современный PR прошел эволюцию от простейших связей с прессой, когда ключевыми фигурами в офисах, а в сфере PR были пресс-секретари, - до бренд-менеджмента и репутационного менеджмента, когда PR-специалистам поручают управлять имиджем организации, ее репутацией. Это и есть нематериальные активы, цена которых в западном бизнесе за последние 20 лет резко изменилась. Доля их стоимости в общей стоимости кампаний, по оценкам экспертов, выросла с 18 до 85%. Стало быть, связи с общественностью превращаются в стратегический ресурс кампаний. Это обстоятельство принципиально меняет и представление о специальности, и подход к подготовке специалистов. Т.е. связи с общественностью становятся областью знания и практики с солидным научным потенциалом, опирающейся на новейшие технические и технологические ресурсы.


- За 12 лет через приемную комиссию факультета прошли тысячи выпускников школ.  Как бы Вы охарактеризовали тех, кто сейчас поступает на факультет связей с общественностью и рекламы?

- Совокупный портрет нашего абитуриента изобразить нетрудно. Как правило, это энергичные, амбициозные  молодые люди с напором, достойным применения в таком деле, как связи с общественностью. Они общительны, уверены в себе, понимают, что хотят. Эту уверенность поддерживают не только современные знания в разных гуманитарных науках, но и креативность, организаторские способности, владение иностранными языками, уверенное пользование компьютерной, автомобильной техникой и другими достижениями научно-технического прогресса, развитые лидерские качества, не книжные представления о разных странах (они много где побывали!). Большинство свой выбор профессии делают наверняка, поскольку успели понять, что за профессиональными коммуникаторами – будущее. Наверное, еще и поэтому, став студентами, вскоре начинают работать в избранной сфере, а к окончанию вуза обрастают должностями, подчиненными, клиентами. Мы и сейчас ждем таких – личностей с позитивным настроем, людей творческих, хороших организаторов, имеющих склонности к исследовательской, аналитической  работе, умных, грамотных, умеющих четко выражать свои мысли и воодушевлять на достижение поставленных целей. Одно из высших назначений обеих специальностей – приводить клиента к победе, развивать новые общественные отношения, создавать условия для взаимопонимания, согласия.


- Наверное, студенты факультета, в силу своей профессиональной креативности часто преподносят Вам неожиданные сюрпризы?


- Вот по этой части наши студенты большие оригиналы! Их подарки и сюрпризы для меня всегда связаны с непредсказуемыми поворотами адаптации и продвижения как непосредственно в профессиональной сфере, так и по непредвиденным жизненным орбитам. Причем приучать нас, преподавателей, к таким сюрпризам они начали практически сразу. Например, Денис Соркин, всеобщий любимец и звезда (он лауреат зарубежных конкурсов спортивных танцев) после второго курса отправился на год для обучения в США, в университет штата Северной Каролины, и уже там принял решение о смене профессии и стал финансистом. Был принят на работу в одну из авторитетных в мире консалтинговых компаний Большой четверки. Денис Зверик и Степан Клещин после первой же производственной практики по окончании второго курса, сразу были приняты в штат СКБ-банка, а заканчивали факультет уже состоявшимися специалистами с завидным карьерным ростом. Один ведущим менеджером по коммуникациям в Райффайзенбанке, второй аналогичной должности и одном из банков Москвы. Помню, как однажды потратила много времени на то, чтобы при переводе на факультет из шадринского вуза Никита Жуков подготовился и успешно сдал большую академическую разницу. Это наши девчонки, занимающиеся в школе танцев Аллы Духовой, заинтересовали его возможностью учиться в Екатеринбурге и развить свой талант. Кончилось все тем, что Никита не доучился до конца первого же семестра и был отобран лично Духовой для первого состава знаменитого коллектива. Объехал весь мир. Сейчас он организатор и руководитель школы Аллы Духовой в Челябинске. В каждый свой день рождения получаю от него SMS, радуюсь его неожиданным визитам в Екатеринбург. Один из самых дорогих подарков два года назад получила от своей дипломницы Ольги Скутиной. Она заканчивала пятый курс, параллельно обучаясь на социолога в Канаде, и уже там поменяла тему диплома, поскольку прочитала новую, не изданную в России, книгу известного во всем мире автора Ли Яккокка. Карьера менеджера. Оля блестяще защитила диплом как перевод ценной книги, с которой в России пока могут ознакомиться только студенты нашего факультета. Сейчас Ольга работает независимым журналистом канадской газеты Ванкувер Экспресс

Подобных примеров могу привести сотни - важно другое: каждый день с нашими студентами всегда радость открытия. Удивительная по своему потенциалу сфера деятельности реклама, PR , маркетинг, промоушн, BTL, ивент-маркетинг открывается и открывает людей творческих, ищущих, трудолюбивых. Разве не счастье быть к этому причастным!


-Светлана Александровна, приближение к международным профессиональным стандартам, это частный случай на примере одного выпускника или системное движение в сторону интеграции факультета в европейское PR-сообщество?


- В год десятилетия факультета мы проводили первую международную конференцию. Нашими гостями стали Президент Европейской ассоциации связей с общественностью Сьюзан Востенхолм, профессор из Гамбурга Томас Акилис, профессор Техасского технического университета Боланл Оланиран. Три дня, наполненных продуктивным профессиональным общением в пространстве конференции, в аудиториях и на кафедрах, пролетели, как один миг. Прощаясь, все трое, не сговариваясь, начинали свою речь с признания: для них стало неожиданностью, что на Урале занимаются связями с общественностью. Наши зарубежные коллеги были уверены, что за пределами Москвы люди ничего не знают о PR. Выводы пришлось делать нам и незамедлительно. В 2010 году факультет связей с общественностью и рекламы УрГУ был принят в состав членов Европейской ассоциации паблик рилейшнз.
Каждый год наши выпускники выезжают для продолжения учебы и на работу в другие страны. Только в течение двух последних месяцев я подписала две рекомендации для обучения во Франции. Весной прошлого года наши студенты и преподаватели нашего факультета в рамках подготовки к открытию специальности Связи с общественностью в международной сфере прошли стажировку в Академии современного политического образования молодёжи в германском городе Бад-Либенцеле (земля Бад-Вюртемберг). Июль 2010 года станет отправной точкой в сотрудничестве с Европейским институтом связей с общественностью. Группа из 25 человек - студенты, преподаватели и выпускники факультета - отправится в Париж для изучения тенденций развития современного PR в условиях экономического кризиса.


-А с какими профессиональными проблемами сталкиваются PR специалисты в своём отечестве?


- Их немало. Например, годы еще уйдут на то, чтобы потребность в наших выпускниках испытывала каждая организация, предприятие. Двенадцать лет мы неустанно разъясняем руководителям всех рангов цель и смысл связей с общественностью!

Важнейшей из ряда проблем нашей сферы считаю профессиональные и личностные риски, которым подвержены особенно молодые ее представители. В силу низкого уровня общей и профессиональной культуры PR-специалист неизбежно подвергается профессиональной и личностной деформации. В частности, отсутствие представлений о наборе профессиональных ценностей (приверженность профессиональным нормам, этическому кодексу; или осознание того, что служение людям, обществу более важно, чем собственное экономическое благосостояние; предпочтение свободы действий в направлении, правильном для достижения результатов и др.) не позволяет отличить работу в сфере PR от имитации этого вида деятельности. «Черных пиарщиков» вдохновляет азарт безответственности и пока еще несмелое, молчаливое общественное мнение. Отсутствие прочных правовых знаний даже у PR-специалистов с многолетним опытом работы нередко провоцирует в обществе различные правовые коллизии, серьезные конфликты.

 

- Вы чувствуете личную ответственность за решение этих проблем?

- Безусловно. И стараюсь внести свой вклад в процесс стабилизации внутрикорпоративных отношений, прежде  всего, самой организацией учебного процесса. Пожалуй, моя хрестоматия «Связи с общественностью в России - первый в нашей стране сборник законов, регламентирующих сферу деловых коммуникаций - важное подспорье в этом важном деле. Не случайно же профессиональным сообществом РАСО он отмечен Дипломом Национальной награды в области развития связей с общественностью в России. Кроме того, никогда не отказываюсь от участия в качестве эксперта в различных проектах (в силу занятости на факультете занимаюсь только PR-консалтингом), а также от сотрудничества с госструктурами, например, Антимонопольным комитетом.

-Светлана Александровна, кто оказал влияние на Ваше становление как специалиста?


- Имена своих учителей помню всегда и произношу с огромным уважением. Школьной учительнице Марии Александровне Браташевой обязана  любовью к русскому языку и литературе, а также первоначальными навыками выражать свои мысли на бумаге. Впоследствии они и привели меня в газету и на факультет журналистики УрГУ. Своему научному руководителю диплома и кандидатской диссертации, доценту журфака Любови Ивановне Копяк (к сожалению, уже ушедшей из жизни) благодарна за открытие пути в науку и в преподавательскую деятельность. Неизгладимые впечатления произвели на меня встречи с человеком, которому россияне обязаны возможностью по-настоящему узнать паблик рилейшнз – Александр Юрьевич Борисов, первый президент Российской ассоциации связей с общественностью и в 1992 году (когда все только начиналось) декан факультета международной информации МГИМО. Считаю его своим учителем в связях с общественностью. После первой же встречи с Александром Юрьевичем на семинаре в Москве моя жизнь стала развиваться совершенно по другому сценарию. Благодарю судьбу за то, что все мои учителя были и есть в моей жизни!


-Если бы факультет вдруг выиграл значительную денежную сумму, на что бы Вы её потратили?


- Только на одно строительство здания факультета по уникальному PRоекту. Его целью должно стать создание наилучших условий для подготовки специалистов данного профиля и обязательным наличием значительного количества бюджетных мест. Если за полтора десятка лет сфера PR-образования освоила два поколения образовательных стандартов и готовится к внедрению третьего, то самое время приниматься за создание реальной, а не декларируемой материальной базы.
Давайте помечтаем! Когда-то из такой же мечты родился наш факультет!

Юлия Денисова

Учредитель журнала


лучшее кадровое агентство
лучшее кадровое агентство г. Североуральск