Апрель нынешнего года выдался необычайно щедрым на самые разные музыкальные события. Около двух недель перед уральцами выступали прославленные симфонические оркестры России (Москва, Екатеринбург, Татарстан, Омск). В Свердловской филармонии проходил Второй Всероссийский конкурс композиторов под названием «Петя и Волк». И в эти же дни в Большом зале Уральской консерватории и Уральского музыкального колледжа состоялся Второй Межвузовский композиторский фестиваль «Новая музыка - новая реальность». Именно об этом событии я беседую с заведующим кафедрой композиции Уральской консерватории профессором Анатолием Николаевичем Нименским.
А. Нименский: Не скрою, действительно, нужна была решительность, чтобы отважиться на подобный проект. Но такая идея родилась у меня не случайно. Хочу напомнить: во времена существования СССР у композиторской молодёжи было больше простора для публичного показа своих сочинений: конкурсы молодых композиторов, молодёжные пленумы, организуемые Союзом композиторов СССР и РСФСР. В современных условиях молодые композиторы оказались в изоляции. Скажите, можно ли сегодня по Первому и Второму каналам телевидения услышать произведения молодых композиторов, которые сейчас учатся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске? А ведь это - наше будущее. Поэтому я пришёл к убеждению: кто-то когда-то в направлении молодёжного творчества должен сделать первый шаг.
А. Н.: Заметным катализатором в реализации таких идей стали мои личные контакты с кафедрами композиции разных вузов России. Так, в марте 2009 года в Екатеринбурге состоялся Первый Межвузовский фестиваль «Новая музыка - новая реальность». Он был инициирован нашей кафедрой. А буквально через месяц в Москве были организованы концерт и конференция композиторской молодёжи, в которых принимали участие помимо москвичей и екатерин-буржцев студенты из консерваторий С-Петербурга и Ростова-на-Дону.
А. Н.: Тогда и было решено, что фестиваль «Новая музыка - новая реальность» должен иметь продолжение. Нынешний, уже Второй, фестиваль показал, что мы вышли на новый уровень творческого общения. География и представительство нынешнего форума, по мнению коллег, поистине впечатляющи: двадцать молодых студентов-композиторов из Москвы, С-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Саратова, Ростова-на-Дону, Казани, Еревана.
Композиторы во дворе консерватории
А. Н.: Надо выразить благодарность всем, кто поддержал этот проект, показав, что когда за дело берутся всем миром, устремлены к воплощению положительной идеи, люди могут преодолеть самые разные трудности. Вот несколько примеров. Так, ректораты всех консерваторий оплатили дорогу студентам-композиторам, участвовавших в фестивале. Ректор УГК профессор Шаукат Сабирович Амиров предоставил всем участникам фестиваля бесплатное проживание в общежитии, УГК и Уральский музыкальный колледж без всякой арендной платы открыли для выступавших свои концертные залы.
А. Н.: Хочу отметить огромную работу, которую проделал в период подготовки фестиваля и в дни его проведения студент III курса УГК Антон Редкашов. Он переписывался со всеми вышеупомянутыми консерваториями, организовывал получение от авторов нотного материала, а также по своей инициативе организовал для участников фестиваля две интереснейших экскурсии по Екатеринбургу и Свердловской области. Участники фестиваля выступили в Алапа-евске в доме-музее П. И. Чайковского, где для местных жителей был организован концерт из произведений гостей Урала. Деятельность А. Редкашова стала основанием для включения его в оргкомитет фестиваля в качестве заместителя председателя.
А. Н.: Не успели отзвучать последние аккорды нынешнего фестиваля, как уже сейчас мы строим планы на будущее. Предполагаем и дальше расширять географию участников, увеличивать наполняемость программ демонстрируемой музыки, а также предусматриваем участие в фестивалях известных музыкантов, ведущих в разных консерваториях класс композиции.