№2(6)/10

Содержание номера:

Праздник творчества и познания

Апрель нынешнего года выдался необычайно щедрым на самые разные музыкальные события. Около двух недель перед уральцами выступали про­славленные симфонические оркестры России (Москва, Екатеринбург, Татарстан, Омск). В Свердловской филармонии проходил Второй Всероссийский конкурс композиторов под названием «Петя и Волк». И в эти же дни в Боль­шом зале Уральской консерватории и Уральского музыкального колледжа со­стоялся Второй Межвузовский композиторский фестиваль «Новая музыка - но­вая реальность». Именно об этом событии я беседую с заведующим кафедрой композиции Уральской консерватории профессором Анатолием Николаевичем Нименским.

Ж. Сокольская: Сейчас кругом слышно лишь одно: кризис, кризис, кри­зис... И это заслоняет очень многие актуальные творческие проблемы. А Вы, Анатолий Николаевич, несмотря на все финансовые трудности, мыслите иными категориями. И это прекрасно! Наверное, не случайно год тому назад Вам при­шла такая, по нынешним меркам буквально авантюрная идея: провести на Ура­ле Межвузовский композиторский фестиваль «Новая музыка -- новая реаль­ность».

А. Нименский: Не скрою, действительно, нужна была решительность, чтобы отважиться на подобный проект. Но такая идея родилась у меня не слу­чайно. Хочу напомнить: во времена существования СССР у композиторской молодёжи было больше простора для публичного показа своих сочинений: кон­курсы молодых композиторов, молодёжные пленумы, организуемые Союзом композиторов СССР и РСФСР. В современных условиях молодые композиторы оказались в изоляции. Скажите, можно ли сегодня по Первому и Второму кана­лам телевидения услышать произведения молодых композиторов, которые сей­час учатся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске? А ведь это - наше бу­дущее. Поэтому я пришёл к убеждению: кто-то когда-то в направлении моло­дёжного творчества должен сделать первый шаг.

Nizamov(Kazan')Ж. С.: Вызывает большое удовлетворение то, что Вам удалось сделать немало в направлении объединения творческой молодёжи России. Подобное общение сможет способствовать рождению новых идей, формированию худо­жественных интересов молодых композиторов. Без этого творчество невозмож­но. Достаточно вспомнить плодотворное содружество композиторов Могучей кучки в России XIX века, которые своим творчеством обогащали друг друга.

А. Н.: Заметным катализатором в реализации таких идей стали мои лич­ные контакты с кафедрами композиции разных вузов России. Так, в марте 2009 года в Екатеринбурге состоялся Первый Межвузовский фестиваль «Новая му­зыка - новая реальность». Он был инициирован нашей кафедрой. А буквально через месяц в Москве были организованы концерт и конференция композитор­ской молодёжи, в которых принимали участие помимо москвичей и екатерин-буржцев студенты из консерваторий С-Петербурга и Ростова-на-Дону.

Ж. С.: Полагаю, что такой творческий обмен имел, несомненно, позитив­ный результат, помогая заглянуть в будущее нашей музыкальной культуры.

А. Н.: Тогда и было решено, что фестиваль «Новая музыка - новая реаль­ность» должен иметь продолжение. Нынешний, уже Второй, фестиваль пока­зал, что мы вышли на новый уровень творческого общения. География и пред­ставительство нынешнего форума, по мнению коллег, поистине впечатляющи: двадцать молодых студентов-композиторов из Москвы, С-Петербурга, Екате­ринбурга, Новосибирска, Саратова, Ростова-на-Дону, Казани, Еревана.

 

Kompozitori_vo_dvore_konservatorii

Композиторы во дворе консерватории

Ж. С.: Поистине глобальный масштаб мероприятия! Как Вам удалось все эти планы воплотить в жизнь, когда известно, что нынче без денег нельзя и ша­гу вступить?

А. Н.: Надо выразить благодарность всем, кто поддержал этот проект, по­казав, что когда за дело берутся всем миром, устремлены к воплощению поло­жительной идеи, люди могут преодолеть самые разные трудности. Вот не­сколько примеров. Так, ректораты всех консерваторий оплатили дорогу студен­там-композиторам, участвовавших в фестивале. Ректор УГК профессор Шаукат Сабирович Амиров предоставил всем участникам фестиваля бесплатное про­живание в общежитии, УГК и Уральский музыкальный колледж без всякой арендной платы открыли для выступавших свои концертные залы.

Ж. С.: Нелишне отметить, что ректорат УГК приложил усилия для того, чтобы был выпущен отличный буклет, афиши, организована работа студии зву­козаписи. Добавлю, что все исполнители выступали с огромным энтузиазмом при показе новой музыки. Я обращала внимание на то, что и композиторы, и исполнители всем своим внешним видом и поведением демонстрировали высо­кий уровень культуры, сценического поведения и общения с публикой. А это -несомненное свидетельство определённого педагогического потенциала этого форума.

Anton_Redkashov

А. Н.: Хочу отметить огромную работу, которую проделал в период под­готовки фестиваля и в дни его проведения студент III курса УГК Антон Редкашов. Он переписывался со всеми вышеупомянутыми консерваториями, органи­зовывал получение от авторов нотного материала, а также по своей инициативе организовал для участников фестиваля две интереснейших экскурсии по Ека­теринбургу и Свердловской области. Участники фестиваля выступили в Алапа-евске в доме-музее П. И. Чайковского, где для местных жителей был организо­ван концерт из произведений гостей Урала. Деятельность А. Редкашова стала основанием для включения его в оргкомитет фестиваля в качестве заместителя председателя.

Ж. С.: Мне представляется, что фестиваль «Новая музыка - новая реаль­ность» задумывался ещё и как значительная познавательная акция. Так, еже­дневно в УГК в течение шести часов подряд проходил «Творческий практи­кум», в котором участники фестиваля демонстрировали свои сочинения, не во­шедшие в концертные программы. Затем были обсуждения новых сочинений, дискуссии. А ведь это — своеобразная школа композиторского мастерства.
К сожалению, масштабы газетной публикации не позволяют отразить весь огромный поток впечатлений от услышанного и увиденного в дни фести­валя. Хотя подобное событие в современной культуре заслуживало, конечно, развёрнутой рецензии. Но о содержательной направленности программ свиде-тельствует хотя бы то, что публика смогла познакомиться с большим числом произведений самых различных жанров. Например, были исполнены: вокаль­ный цикл «В перспективе Бёрнса» Д. Ремизова, «Дивертисмент» для скрипки, альта и гитары М. Глухова, соната для виолончели и фортепиано «Приглаше­ние на казнь» А. Редкашова (все трое - студенты из Екатеринбурга), Второй струнный квартет Д. Полякова (Москва), Фортепианная сюита «Образы детст­ва» А. Вандрика (Новосибирск) и множество иных вполне достойных сочине­ний.

А. Н.: Не успели отзвучать последние аккорды нынешнего фестиваля, как уже сейчас мы строим планы на будущее. Предполагаем и дальше расширять географию участников, увеличивать наполняемость программ демонстрируе­мой музыки, а также предусматриваем участие в фестивалях известных музы­кантов, ведущих в разных консерваториях класс композиции.

Ж. С.: Не сомневаюсь, что вашим планам суждено осуществиться, тем более, что уже сейчас в адрес кафедры композиции и ректората УГК от участ­ников Второго фестиваля идут благодарственные письма с высказыванием го­рячего желания выступить в очередной раз теперь уже на Третьем фестивале «Новая музыка - новая реальность». И прекрасно, что по замыслу устроителей подобный Молодёжный композиторский форум должен стать традиционный.

Жанна Сокольская, 
Заслуженный деятель искусств России, 
кандидат педагогических наук

Учредитель журнала


лучшее кадровое агентство
лучшее кадровое агентство г. Североуральск