Сегодня российские вузы сталкиваются с недобором абитуриентов, что провоцирует обострение межрегиональной конкуренции за потребителей образовательных услуг. Новосибирск является крупнейшим в Сибири центром высшего и среднего образования, привлекающим тысячи иногородних абитуриентов ежегодно. Контингент учащихся превышает 170 тысяч студентов. Однако в будущем город может уступить эти позиции, если не будет осуществляться активная целенаправленная работа по его продвижению среди школьников и абитуриентов. В условиях развития коммуникативных технологий важным фактором конкурентоспособности города и привлечения человеческого капитала является имидж города.
Для того чтобы выявить внутренний образ города, сложившийся у студенческой молодежи Новосибирска, в феврале 2010 года был проведен социологический опрос. Целью исследования было получить оценки привлекательности города как места для учебы, трудоустройства и заработка, создания семьи и самореализации. Планировалось выявить удовлетворенность студентов проживанием в Новосибирске и определить сферы жизни города, которые, по мнению студентов, необходимо развивать, чтобы сделать Новосибирск более привлекательным для молодежи. Предполагалось узнать о намерениях студентов относительно переезда из Новосибирска в другие конкретные города, страны.
Объем выборки составил 230 человек, в которую вошли студенты старших курсов высших учебных заведений, обучающиеся на специальностях «Государственное и муниципальное управление», «Журналистика» «Маркетинг», «Связи с общественностью» и «Реклама». Выборка целенаправленная, «гнездовая». Следует отметить, что мнение выбранной аудитории не отражает в полной мере взглядов всей студенческой общественности города. Характер выборки обусловлен тем, что будущие специалисты сферы коммуникаций и управления владеют теоретической и методологической базой исследуемой проблематики.
Географический охват представлен более чем тридцатью населенными пунктами (рисунок 1)
Рисунок 1. Географический охват выборки студентов, обучающихся в Новосибирске
Используя пятибалльную шкалу, студенты оценивали Новосибирск по 13-ти характеристикам привлекательности.
Рисунок 2. Оценка Новосибирска по характеристикам привлекательности
При этом местные студенты и представители других городов характеризуют Новосибирск практически однозначно, с максимальной разницей в 0,1 балла. Исключение составляет показатель «любимый», который приезжие и горожане оценили в 3,8 и 4,3 балла соответственно. Это объясняется большей приверженностью жителей к городу, нежели приезжих.
Студенты Новосибирска считают город достаточно «большим» и «перспективным» с точки зрения образования, построения карьеры и жизненной самореализации. Город воспринимается достаточно «динамичным» и «современным». Многие называют Новосибирск «интересным» и «просторным». Однако, по мнению студенческой молодежи, Новосибирск недостаточно, «красив», и «уникален». Кроме того, город мог бы быть более «богатым» и «комфортным» для проживания. Наиболее критически новосибирские студенты оценивают чистоту города, что в целом совпадает с мнением остальной части населения.
Рисунок 3. Образ, наиболее подходящий Новосибирску, по мнению студентов
Свыше 60% считают, что городу подходит статус научно-образовательного центра (рисунок 3). Общеизвестно, что данный образ благодаря созданию Академгородка сложился еще в советское время и существует до сих пор в сознании не только новосибирцев, но и жителей других городов. Характерно, что иерархии образов, названных резидентами и нерезидентами Новосибирска, выстроились в одинаковой последовательности. «Торговый» - 34,2% и 34,4%; «культурный» - 30,4% и 32,5%; промышленный 29,1% и 23,2%; «транспортно-логистический» – 20,3% и 17,2%.
Более половины опрошенных считают Новосибирск «вполне подходящим» для получения хорошего образования. Из них 55% горожан и 54,4% приезжих студентов (рисунок 4).
Рис.4. Новосибирск с точки зрения получения качественного образования
То, что Новосибирск «скорее подходящий» утверждают 41,3%, в том числе 41,7% - новосибирцы, 40,5% - приезжие. Высокие оценки, выставленные иногородними студентами, объясняются тем, что они бы не выбрали город с плохим уровнем образования. И лишь 4% дали негативные оценки по данному критерию.
54,8% склонились к тому, что Новосибирск «скорее подходящий» для удачного трудоустройства и построения карьеры (53% - местные, 58,2% - иногородние). Однако при этом студенты выражают обеспокоенность тем, что им не удастся найти работу по специальности. Объективные причины этому – перенасыщение рынка специалистами сферы маркетинговых коммуникаций, а так же резкое сокращение вакансий подобного рода в сложившейся кризисной ситуации (рисунок 5).
То, что Новосибирск является «вполне подходящим», считают 21,3% опрошенных (в проп. 1:1). И лишь 2,2% из числа студентов называют город «совсем не подходящим» для работы и успешного карьерного роста.
Рисунок 5. Новосибирск с точки зрения успешного трудоустройства
Так как следующий вопрос вытекает из предыдущего, ответы на него, в целом, имеют схожий характер (рисунок 6). Свыше половины опрошенных называют Новосибирск «скорее подходящим» для получения высокого дохода (52,3% - местные, 58,2% - иногородние).
Рисунок 6. Новосибирск с точки зрения получения высокого дохода
24,8% (29,1% к 16,5%) считают город «скорее не подходящим» для обретения большого заработка. Это объясняется тем, что большинство студентов, особенно приезжих, при отсутствии опыта и свободного графика вынужден работать за низкую заработную плату.
«Полностью подходящим» для получения высокого дохода Новосибирск считают 17,8% опрошенных. Причем доля от числа резидентов составляет 15,2%, доля от количества нерезидентов – 22,8%. Новосибирск считают «вполне подходящим» для создания семьи 44,3%, где соотношение резидентов и нерезидентов составляет 1 к 1 (рисунок 7). 41,3% (39,7%, 44,3%) называют город «скорее подходящим». «Скорее неподходящим» для создания семьи Новосибирск считают 10,9% опрошенных (11,3%, 10,1%).
Рисунок 7. Новосибирск с точки зрения создания семьи
Свыше 40% склонились к тому, что Новосибирск «скорее подходящий» для того, чтобы прожить в нем интересную, насыщенную жизнь (рисунок 8). Причем, среди тех, кто дает более оптимистические, в полтора раза больше приезжих. 28,3% студентов (30,5% и 24,1%) называют город «скорее не подходящим» для яркой полноценной жизни. То, что Новосибирск является «вполне подходящим» для этих целей городом считают 19,6% опрошенных (17,9% и 22,8%). И только каждый десятый утверждает, что в Новосибирске нельзя прожить интересную насыщенную жизнь (12,6% и 6,3%).
Рисунок 8. Новосибирск как место для интересной и насыщенной жизни
Большая часть студентов полагает, что Новосибирск «скорее подходящий» город для реализации талантов и идей (рисунок 9). Так считают 44,4% горожан и 46,8% приезжих студентов.
Рис.9. Новосибирск для самореализации
То, что Новосибирск «скорее неподходящий» утверждают 33% опрошенных, среди которых 34,4% резидентов и 30,4% нерезидентов. 17,8% признают Новосибирск «вполне подходящим» городом для самореализации и развития, в том числе 16,6% - новосибирцы, 20,3% - приезжие. И только 3,9% студентов считают, что в Новосибирске не удастся реализовать свои творческие замыслы.
Следующей целью было выявить степень удовлетворенности студентов жизнью в Новосибирске (рисунок 10). Оказалось, что 66,5% молодежи довольны тем, как проводят студенческую жизнь в городе. Из них 64,9% - новосибирцы, 69,6% – иногородние студенты. 30% высказались, что не совсем довольны, так как рассчитывали на большее. Здесь соотношение резидентов и нерезидентов одинаковое. И лишь 3% студентов ответили, что не довольны проживанием в Новосибирске вообще.
Рисунок 10. Уровень удовлетворенности студенческой жизнью в Новосибирске
Студентов просили перечислить те сферы жизни города, развитие которых позволило бы Новосибирску стать привлекательнее для студенческой молодежи (рисунок 11). Треть из числа опрошенных считает, что в первую очередь городу надлежит развивать культурную сферу. Следует отметить, что Новосибирск возник и развивался, прежде всего, как транспортно-торговый узел с высокой концентрацией промышленного производства. В силу своей молодости Новосибирск испытывает определенный дефицит культурно-исторических традиций. В 2010 году городу исполнится всего 117 лет.
Рисунок 11. Условия формирования привлекательности Новосибирска
Второй по значимости фактор привлекательности города для молодежи – помощь в трудоустройстве на работу. По понятным причинам доля приезжих превышает долю новосибирцев (30,9% к 25,5%), так как они находятся в более сложной материальной ситуации.
Каждый пятый из числа опрошенных предлагает развивать развлекательную инфраструктуру, создавая дополнительные места для отдыха. На этом настаивают, преимущественно иногородние студенты (26,5% к 19,7%).
Равная доля резидентов и нерезидентов (17,6%) заявляют о необходимости более интенсивной поддержки молодежных идей, проектов и инициатив. 14,1% (15,3% - приезжие, 11,8% - местные) считают, что в совершенствовании нуждается сфера высшего образования, параллельно, отмечая высокую стоимость обучения и низкие стипендии. 9,3% полагают, что для привлечения молодежи нужно улучшать спортивную инфраструктуру. 7,8% студентов (6,6%, 10,3%) отмечают высокую стоимость жилья и проживания в Новосибирске в целом.
7,3% опрошенных считают, что городу необходимо увеличить финансирование научной сферы, а также совершенствовать механизм продвижения и внедрения изобретений. 5,4% студентов видят увеличение привлекательности Новосибирска в развитии дорожно-транспортной системы. 3,5% заявляют о неблагоприятной экологической и климатической ситуации в городе. Мнения о необходимости развития туристической индустрии и более существенной государственной поддержке малого предпринимательства также имеют место. Часть опрошенных, преимущественно иногородние студенты, отмечают, что Новосибирск недостаточно красив.
Рисунок 12. Планирование переезда из Новосибирска
Намерения студентов относительно переезда из Новосибирска сразу после окончания обучения разделились неоднозначно (рисунок 12). В эпоху высокой мобильности достаточно ожидаемы сомнения будущих выпускников относительно выбора постоянного места жительства. Неопределенные миграционные планы есть у 43% опрошенных. 23% студентов собираются остаться в городе на постоянное проживание. 11,1% заявили, что покинут Новосибирск сразу после окончания обучения, в числе которых доля иногородних студентов вдвое превышает долю местных. Примерно столько же студентов планируют сначала поработать в Новосибирске, а потом сменить место жительства.
Рисунок 13. Альтернативные Новосибирску места проживания
Из числа опрошенных, планирующих переехать из Новосибирска, 39,2% выбрали другой город России (рис.13). Большинство из них хотело бы жить в С.-Петербурге. Характерно, что северная столица имеет еще и неформальный статус столицы культуры нашей страны. В то же время большинство замечаний, высказанных студентами, коснулось именно культурной жизни Новосибирска. Второе место по привлекательности занимает Красноярск. 38,6% планируют эмигрировать в другие, преимущественно европейские страны: Германию, Италию, Францию, США. 17% опрошенных в качестве предполагаемого места жительства выбрали Москву.
Заключение
Многие элементы образа Новосибирска совпадают как у местных, так и иногородних студентов. Независимо от места проживания студенты высказывают сравнительно равные оценки характеристик города, его привлекательности как места для получения образования, трудоустройства, создания семьи и самореализации; равнозначно определяют образ Новосибирска; одинаково удовлетворены проживанием в городе. Это позволяет судить о том, что у резидентов и нерезидентов складывается все более четкий и однородный образ города
По итогам исследований была проведена экспертная сессия. В обсуждении вопросов формирования имиджа Новосибирска приняли участие представители муниципалитета, рекламисты и преподаватели вузов, а также студенты, обучающиеся на профильных специальностях, связанных с продвижением города и муниципальным управлением (рисунок 14).
Рисунок 14. Экспертная сессия «Имидж города Новосибирска»
По мнению студентов, сделать Новосибирск привлекательнее и сформировать у молодежи уверенность в завтрашнем дне возможно. Для этого необходимо: создавать программы доступного жилья для учащихся и молодых специалистов, оказывать помощь в трудоустройстве по специальности, увеличить количество стажировок и образовательных проектов, сделать доступнее посещение городских мероприятий и приобретение продукции путем расширения системы льгот и скидок для студентов. В настоящий момент требует совершенствования система информирования населения о проводимых в городе мероприятиях.
Обобщенное экспертное мнение, полученное с использованием метода Саати, выявило факторы привлекательности Новосибирска для студенческой молодежи, которые можно разделить на три группы. Приоритетными факторами привлекательности Новосибирска являются возможность получения качественного и доступного образования и перспектива достижения высокого дохода, что совпадает с мнением опрошенных студентов. На втором месте по значимости: перспективы трудоустройства и построения карьеры, условия для личностной самореализации, а также возможности для интересной и насыщенной жизни. К третьей группе факторов относятся: благоприятные условия для создания семьи и комфортного проживания в городе.
Согласно мнению экспертов, нужно активно вовлекать молодежь в обсуждение и решение городских проблем, способствовать формированию местного патриотизма. Было предложено организовать конкурс студенческих работ по формированию имиджа Новосибирска и создать инициативную группу среди студентов и преподавателей для продолжения работы по данной теме.
Развитие темы имиджа города вызывает оживленный интерес общественности, создавая публичный дискурс. После проведения экспертной сессии по настоящее время со стороны руководства вузов, преподавателей, студентов и выпускников поступают предложения о сотрудничестве. Учащиеся и молодые ученые Новосибирска публикуют научно-исследовательские работы, пишут диссертации, касающиеся имиджа города и территориальной конкуренции. В средствах массовой информации появляется все больше новостей, посвященных вопросам формирования имиджа Новосибирска.
Очевидно, что будущее Новосибирска небезразлично его жителям: ученым, специалистам, работникам органов власти, студенческой молодежи. В целях организации слаженной и эффективной работы по формированию имиджа города следует поддерживать инициативы горожан, а результаты проведенных исследований планируется учитывать при разработке программы продвижения Новосибирска
Старинщиков Никита Михайлович,
Консультант экспертного управления мэрии города Новосибирска
Алексеева Анастасия Юрьевна,
кандидат социологических наук, начальник отдела социологии информационно-аналитического отдела мэрии города Новосибирска