65-й юбилей Великой Победы не дал уральцам возможности в буквальном смысле прикоснуться к страницам подвига своих земляков в годы военного лихолетья.
Казалось бы, очередная «золотая» дата – чем ни PR-повод для любой государственной (и не только) организации напомнить о своей причастности к знаковому событию в истории государства? По крайней мере, профессиональный коммуникатор никогда не упустит возможность сделать шаг навстречу укреплению имиджа продвигаемой им структуры.
Советский пропагандистский аппарат не пользовался терминологией public relations, не признавал профессий image-manager, PR-man или brand manager, но каждая знаменательная дата героической летописи Великой Отечественной находила своё отражение в многотысячных тиражах качественной полиграфии, в том числе и корпоративной. Если абстрагироваться от ленинской идеологической рефлексии, становится очевидным, почему советские школьники и студенты, в отличие от их нынешних сверстников, не терялись в оценках тех или иных событий военных лет…
Нынешняя юбилейная дата, то ли по причине затянувшегося экономического кризиса, то ли в связи с сопутствующим ему менталитетом мелочной экономии, не порадовала жителей Среднего Урала массовостью тиражей посвящённых ей печатных изданий. В этой связи особое значение приобретает инициатива Уральского Управления материально-технического снабжения МВД РФ, которое – и это стало хорошей традицией – подарило землякам полноцветный, глянцевый историко-биографический альбом «Поколение Великой Победы» (тираж 500 экз.).
Как и предыдущее корпоративное издание, выпущенное в 2009 году, альбом«70-летию Уральского Управления материально-технического снабжения МВД России посвящается…» тоже является результатом многолетних архивных исследований авторского коллектива (руководитель – Сергей Панин), Совета ветеранов при неформальной поддержке начальника Управления – полковника милиции Александра Королёнка.
Альбом интересен в первую очередь, как инструмент формирования исторической памяти и продвижения её в общественном сознании молодого поколения россиян. Грамотно разработанная структура издания последовательно «якорит» внимание читателя на наиболее актуальной информации: если первая глава даёт общее представление о деятельности Уральского окружного управления военного снабжения НКВД СССР в грозные годы Великой Отечественной, то вторая – включает в себя воспоминания участников и очевидцев событий тех лет, третья – галерея солдат-победителей – логично предваряет четвёртую, заключительную, рассказывающую о современной жизни воинов-героев и их месте в системе корпоративных ценностей органов внутренних дел.
Вообще, издание «мироточит» корпоративным духом системы, что традиционно является отличительной чертой всех тиражей, издаваемых Уральским Управлением материально-технического снабжения МВД России.
Не секрет, что предыстория появления этого альбома основывается на колоссальной исследовательской работе, проведённой в государственных и личных архивах самими сотрудниками Управления. И даже если бы результат такого труда оказался менее презентабелен (в смысле полиграфического исполнения), значение его, в первую очередь для коллектива Уральского УМТС, бесценно, прежде всего, из-за личной причастности к созданию этого корпоративного пантеона героев. «Народ, не помнящий свою историю, не имеет будущего». Эта классическая аксиома в полной мере приемлема в сфере корпоративной культуры: любая структура богата своими традициями. Они не просто сплачивают коллектив, но формируют гордость и уважение к нему у тех, кто в нём трудится, далее транспонируясь в социум, приобретая форму общественного мнения, напрямую влияющего на имидж организации.
У правоохранительных органов богатая история, их традиции, берущие своё начало в глубине лет, всегда имели как функциональное, так и социальное измерения для бренда государства, независимо от его идеологической составляющей. Имидж правоохранительных органов – неизбежная «Тень отца Гамлета» возле устойчивого бренда любого суверенитета.
К сожалению, деструктивные векторы постперестроечной культуры в угоду маргинальным настроениям российского общества практически нивелировали имидж правоохранительных органов до уровня modusoperandi их потенциальных оппонентов – представителей криминальной субкультуры. Безусловно, это напрямую связано с целенаправленным развалом отечественной государственной идеологии. В этой связи сегодня актуализируется проблема формирования современного имиджа правоохранительных органов как составной части государственного бренда России, образ которой, по мнению Президента РФ Дмитрия Медведева «должен быть таким собирательным, но в то же время в целом комфортным для тех, кто с нами общается. Мы, конечно, не должны выставлять вперед какие-то колючки, но в то же время при каких-то сложностях мы должны быть способны дать ответ».
Комментируя цели и задачи, проводимых в Министерстве внутренних дел РФ реформ, глава этого ведомства Рашид Нургалиев в числе основных приоритетов отметил необходимость формирования нового облика сотрудника XXI века. С точки зрения министра, обязательным условием эффективного исполнения своих служебных обязанностей любым милиционером является его непререкаемый авторитет в глазах общественного мнения россиян. Говоря профессиональным языком public relations, министр не ставит задачу банальной реанимации имиджа системы: правоохранительным органам нужен management tool (инструмент управления), сильный бренд благотворно влияющий на отношения со всеми участниками государственной рефлексии.
Одним из элементов формирования и укрепления такого бренда является социализация корпоративной культуры. Яркий пример – выпуск Уральским Управлением материально-технического снабжения МВД РФ альбома «Поколение Великой Победы».
Появление этого издания неоценимо важно (кроме корпоративной составляющей, о которой говорилось выше) для всех жителей Уральского региона. Заметим, более ни одна силовая структура, по крайней мере, по эту сторону Уральских гор, несмотря на всю героику своих боевых традиций, не использовала знаковое юбилейное событие, как повод для укрепления собственного имиджа.
Уральское Управление материально-технического снабжения МВД РФ, профессионально оперируя формулами public relations, стало одним из участников общественно значимого процесса формирования исторической памяти в регионе. Государственная актуальность этой проблемы выше любых дискуссий. Для всех очевидно, что значительная часть молодых россиян имеет сегодня более чем скромное представление о персоналиях и событиях Великой Отечественной… Это на руку тем, кто стремится «переписать» мировую историю.
Выступая в качестве активного участника этого процесса, Уральское УМТС МВД РФ не только поднимает собственный бренд на более высокую социальную ступень в регионе, оно представляет обществу фундаментальные основы своей организации. Посредством презентации бренда эта правоохранительная структура становится «прозрачной» в своём функциональном, социальном, ментальном и духовном измерениях. Следовательно, мыслительное поле бренда делает Уральское УМТС МВД РФ наиболее привлекательной и вызывающей доверие сограждан структурой правоохранительных органов в регионе, полностью реализуя тем самым задачи проводимой в МВД реформы.
Формируемая таким образом лояльность создаёт действительно крепкие отношения успешного бренда с элементами социума, который видит в структуре не абстрактно далёкую от себя величину, а равноправного члена «своей команды», решающего наравне с ним общественно важную задачу. Как результат, эти отношения успешно транспонируются и на реализацию основного функционала правоохранительных органов - обеспечение принципов национальной безопасности страны.
Возвращаясь к предмету настоящего анализа – корпоративному альбому «Памяти Великой Победы», стоит отметить позитивную тенденцию его издателя к системной работе с собственным брендом: ветеранская организация Уральского Управления МТС МВД РФ инициировала выпуск следующей публикации – книги, посвящённой своим сотрудникам – участникам локальных воин. Но это уже тема другого разговора.