Доски и канцтовары: пробковая доска. Ищу поставщиков.

№2(6)/10

Содержание номера:

Круглый стол «Коммуникативный потенциал имиджа»

16 апреля на XII Международной студенческой научно-практической конференции «Стратегические коммуникации: глобальный опыт и региональная практика» совместно с институтом МЧС проводился круглый стол, по теме «Коммуникативный потенциал имиджа». Предлагаем вашему вниманию стенограмму мероприятия. (Модераторы: Т. Ю. Быстрова, О. В. Павлович, В. Б. Черник)

 Татьяна Юрьевна Быстрова, главный редактор журнала "Эффективные коммуникации", профессор кафедры ИМК и брендинга факультета связей с общественностью и рекламы УрГУ им. А.М. Горького:

-Добрый день, дамы и господа! Начинаем круглый стол на тему «Коммуникативный потенциал имиджа». Сегодня мы хотели бы обсудить проблему оценки эффективности коммуникативного потенциала имиджа в России на примере МЧС – структуры, призванной помогать людям во время бедствий и катаклизмов.

С. Дорохов, курсант 451 учебной группы УрИ ГПС МЧС России:

-Один из этапов изменения имиджа офицера связан с советским периодом, с изменением общественно-экономических отношений в стране. В 1926 году профессия пожарного по степени вредности и опасности была отнесена к высшей категории, что способствовало повышению престижности профессии офицера пожарного дела. Более того, большое внимание власти к проблемам пожарной безопасности делало службу советских офицеров престижной и авторитетной, что способствовало формированию позитивного имиджа офицера противопожарной службы. Кроме того, в общественном мнении стала появляться новая характеристика имиджа офицеров противопожарной службы – техническая грамотность. Этому способствовало развитие материально-технического оснащения советской пожарной охраны.

При советской власти противопожарная безопасность стала одной из важнейших функций государства. В это время складывается единая система обеспечения противопожарной безопасности страны. Сочетание государственной собственности с государственной противопожарной охраной, строгий контроль за исполнением решений позволили в 1950-е годы создать одну из самых мощных систем противопожарной безопасности в мире.
На современном этапе функционирования противопожарной службы образ офицера представляется нам совсем в другом свете.

Вопрос из аудитории:

-Какие факторы смогли повлиять на имидж пожарной охраны в глазах современного Российского общества?

С. Дороховpozharnie

-Прежде всего, понижение уровня имиджа офицера пожарной охраны явилось последствием лишения ряда властных полномочий Государственного Пожарного Надзора. Теперь деятельность этого органа носит рекомендательный характер, и для обеспечения пожарной безопасности какого-либо объекта надзорному органу необходимо пройти не через одну судебную инстанцию.

Т. Ю. Быстрова:

-Эти изменения отразились на безопасности граждан и, соответственно, изменили образ службы?

С.Дорохов:

-Конечно! Последствия не заставили себя долго ждать, о чем говорит массовая гибель людей в результате пожара в ночном клубе в Перми и другие малоизвестные, но не менее ужасные события.

О. В. Павлович:

-Может быть, есть и другие факторы?

С. Дорохов:

-Конечно, это далеко не единственная причина. Рассматривая другую ветвь Системы Обеспечения Пожарной Безопасности, службу тушения пожаров, можно отметить, что недостаточная техническая оснащенность пожарных частей негативно влияет на имидж офицерского корпуса. В том числе и потому, что слабость технического состояния оказывает влияние на психофизиологическое состояние сотрудников, отражается на их профессиональной деятельности.

Т. Ю. Быстрова:

-Кто занимается оценкой имиджа МЧС?

А. Ганапольский, курсант 451 учебной группы УрИ ГПС МЧС России:

-Главным источником оценки имиджа офицера МЧС являются СМИ, Интернет-ресурсы; среди них наиболее популярным является телевидение. Телевизионные репортажи о жизнедеятельности офицеров МЧС нельзя назвать многочисленными. И все-таки респонденты обращают внимание на ТВ-информацию о работе специалистов МЧС, и она не оставляет их равнодушными.

О. В. Павлович:

-Помогают ли СМИ создать представление о благородной и героической деятельности офицера МЧС? Насколько оно разнится у целевых аудиторий?

А. Ганапольский:Население в подавляющем большинстве считает профессиональную деятельность офицера важной, значимой и расценивает ее как служение Отечеству.

-Анализ выявляет высокую степень уважения к профессиональной деятельности спасателей, связанной с риском для жизни и требующей высокого профессионализма. Оценка деятельности офицеров связана с положительными эмоциями, а оценка профессионального мнения – с отрицательными, но признание общественной и государственной значимости этой профессиональной деятельности, сопереживание ей присутствуют как у населения,  курсантов, так и у экспертов. Однако при этом данные проведенного опроса свидетельствуют, что почти для 60 % респондентов работа в МЧС не является престижной; большинство экспертов также убеждены в том, что их профессия не является социально статусной.  

     Имидж офицера МЧС, несмотря на определенные изменения, определяется, прежде всего, профессиональным риском. Мы выявляем, что здесь существуют противоречия в восприятии имиджа офицера. Население в подавляющем большинстве считает профессиональную деятельность офицера важной, значимой и расценивает ее как служение Отечеству. В то же время она не является престижной, поскольку государство не создает материальные условия, соответствующие людям профессии риска. С этим и связано основное противоречие, существующее в общественном мнении.
Как видно из собранных нами данных, опрошенное население подходит к характеристике имиджа офицера с комплексных позиций. Оценка общественного мнения относительно имиджа офицера формируется на основе его профессиональной деятельности, которая напрямую зависит от ее значимости для государства. Последняя проявляется в достаточном материальном вознаграждении и особом отношении власти к офицерам в виде предоставления им различных льгот.

В. Б. Черник:

-Что, по мнению населения, способно положительно повлиять на имидж офицера МЧС?

 А. Ганапольский:

-Более половины респондентов считают необходимым для повышения оценки имиджа офицера улучшение его материального благосостояния (55,4 %); более четверти (27,7 %) – обеспечение офицеров социальными гарантиями, льготами, страхованием жизни и здоровья; свыше двадцати процентов – жильем, а 7,2 % указывают на увеличение в целом финансирования системы МЧС. Итак, имиджевая характеристика офицера, связанная с материальной стороной, отмечена в общей сложности в 110,2 % ответов (респонденты могли выбрать несколько позиций).

Следующая группа ответов отражает те позиции, которые главным образом снижают привлекательность имиджа офицера МЧС – техническая оснащенность, степень риска, форма. На необходимость улучшения технических средств, обмундирования указали 14,6 %, повышение оперативности за счет технического оснащения – 12,0 %, улучшение условий труда, снижение риска 7,2 %. Если визуальная привлекательность не вызывает сомнений в значимости имиджа офицера, то отношение к риску, как составляющей профессиональной деятельности офицера, противоречиво. С одной стороны в общественном мнении укрепилось понимание того, что это настоящая мужская работа (53,0 %) – работа, требующая недюжинной физической подготовки, смелости, решительности, преодоления страха, связана с риском для здоровья и жизни (35,8 %). С другой стороны именно риск снижает привлекательность данной деятельности.

Т. Ю. Быстрова:

-Что можно сказать о корпоративной культуре МЧС – ведь работа над ней всегда сопровождает деятельность по управлению имиджем?

pozharnie

Нуриев:

-Корпоративная культура института МЧС – атрибут успешной деятельности ее сотрудников, поскольку она объединяет сотрудников, которые отождествляют себя со всей организацией.  К корпоративной культуре можно приобщать. Курсанты, поступившие на учебу, первоначально проходят курс молодого бойца, где получают знания о форме доклада, ношении формы, соблюдении субординации, принимают присягу. Для того чтобы у офицеров икурсантов выработалось правильное отношение к корпоративной культуре, руководители служб и подразделений проводят единую поведенческую линию: модель «поступок – последствие» должна срабатывать одинаково, т.е. оценка поступков может сводиться к поощрениям либо наказаниям. Эта специфичная корпоративная культура сформировала  определенный имидж института, отличающий его от любого другого гражданского института.

Е. Б. Черник:

-Что вы относите к корпоративной культуре, каковы ее элементы?

С. Родин, рядовой внутренней службы, курсант 452 группа УрИ ГПС МЧС России:

-Культура корпорации представляет собой как бы два организационных уровня. На верхнем уровне зафиксированы такие видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое значение. На более глубоком уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании.  Ценности второго уровня обуславливают визуальные образцы (слоганы, церемонии, стиль деловой одежды и др). Эти ценности вырабатываются  и поддерживаются  сотрудниками организации и являются ядром организационной культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности,  декларируемые и разделяемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, становятся ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

Т. Ю. Быстрова:

-Что является наиболее значимым средством формирования корпоративной культуры в МЧС?

Е. Литвинов, курсант 451 учебной группы УрИ ГПС МЧС России:

-Видимыми проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы. Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций организации, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.

Одна из целей ритуала – предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров.
Для примера рассмотрим специфический ритуал, производимый сотрудниками государственной противопожарной службы, на примере Уральского института ГПС МЧС России. У курсантов МЧС по окончании первоначальной подготовки впервые проходит постановка в боевой расчет Екатеринбургского гарнизона пожарной охраны караула учебной пожарной части. Это торжественное мероприятие в профессиональной среде называют «передача касок». Главную роль в этом ритуале играют курсанты старшего курса, передающие каски, и первокурсники, соответственно принимающие на себя новые обязанности, о чем свидетельствует рассматриваемый ритуал. Личный состав института строится на плацу. Вынос знамени института и флага МЧС свидетельствует о государственной принадлежности, подчеркивает приверженность служению России. Начальник института выступает с поздравительной речью. Курсанты в боевой одежде пожарного стоят бок о бок друг к другу, старшие курсы в касках, младшие в повседневном головном уборе курсанта. Кульминацией ритуала становится  обмен головными уборами, производимый на виду у всего личного состава. Звучит гимн Российской Федерации. С этого момента младший курс становится в боевой расчет и заступает на боевое дежурство. На их плечи ложится ответственность защищать жизни и здоровье граждан, их имущество, интересы общества и государства.
Переходные ритуалы и ритуалы интеграции, как следует из изученного нами материала, являются наиболее эффективными средствами управления корпоративной культурой и умонастроениями людей.

Т. Ю. Быстрова:

-Благодарю вас за содержательные выступления. Будем надеяться на продолжение сотрудничества между специалистами по коммуникациям и представителями МЧС.

Учредитель журнала


лучшее кадровое агентство
лучшее кадровое агентство г. Североуральск