Жан-Пьер Бодуан (президент консалтинговой группы Information et Enterprise, профессор Сорбонны) в своем интервью журналу «Советник» упомянул, что наработки в CELSА (Высший институт информационных и коммуникативных наук) ведутся по двум направлениям: подготовка студентов по дисциплинам гуманитарных наук, для того чтобы они могли свободно войти в мир компаний, и привлечение PR-профессионалов к процессу преподавания.
Будущие французские PR-специалисты изучают предметы профессиональной практики: взаимодействие с прессой, меценатство, массовые коммуникации, коммуникации в определенных секторах рынка - фармакологии, производстве пищевых продуктов и т. д. Изучаются и фундаментальные теоретические дисциплины: социология, психология, экономическая теория, статистика, история государства и политических движений. При этом, теоретические предметы ведут университетские преподаватели, а практическую часть - специально приглашенные практики.
В результате обучения студенты должны приобрести знания, достаточные для понимания процессов в финансовой, коммерческой, социальной и других областях и их связи с процессами в общественном мнении. По мнению Бодуана, эти навыки позволят им в дальнейшем консультировать по разным направлениям деятельности, прогнозируя возможные последствия для индивидуальности и имиджа компании в глазах ее различных аудиторий: персонала, акционеров, органов власти, потребителей, сбытовиков и др.
Во французских университетах подготовка по такому типу начинается на втором цикле высшего образования – магистратуре. И, разумеется, на третьем, чей диплом высшего специального образования позволяет студентам расширить сферу деятельности посредством приобретения навыков управления и теоретических знаний в области гуманитарных наук: социологии, психологии и др.
Следует отметить тот факт, что управленческая компетенция в области public relations имеет некоторые общие черты с управленческими навыками в других областях, поэтому во Франции подготовка PR-специалистов не ограничивается лишь соответствующими учебными заведениями. Этой сферой деятельности вполне можно заниматься либо после общей подготовки в высшем учебном заведении наподобие парижского института политических наук (Sciences Po), продолжив затем специализацию в области public relations, либо, напротив, изначально ориентируясь на управление в public relations, поступая в такие учебные заведения, как СЕЛСА (CELSA), получив затем возможность работать и в других областях.
СЕЛСА- это Высший институт информационных и коммуникационных наук, расположен в западной части Парижа и является частью университета Сорбонны. На факультете ведется обучение по таким направлениям, как журналистика; корпоративные и институциональные коммуникации; маркетинг, реклама и коммуникации; управление человеческими ресурсами; межкультурный менеджмент и коммуникации; коммуникации, СМИ и медиа - образования.
Если во Франции модель обучения public relations близка к изучению филологии, то в России – к журналистике и рекламе. А в сознании многих, эти профессии и вовсе идентичны.
На Урале первым среди государственных вузов, получившим лицензию на право подготовки специалистов в сфере public relations, стал Уральский государственный университет им. Горького. И вот почти пятнадцать лет факультет связей с общественностью и рекламы (с недавних пор, Департамент маркетинговых коммуникаций и брендинга ИГУП УрФУ) является флагманом PR – образования в регионе.
Мария Орлова
Комментарий Андриенко Алины, студентки 4 курса Департамента маркетинговых коммуникаций и брендинга УрФУ:
Востребован PRофессионализм. И только?
Выбор профессии сегодня формируется под влиянием разных факторов: мнения родителей и друзей, боязни будущего, модных веяний на определённые специальности, стереотипов, внушаемых нам с экранов телевизоров. Многие выбирают ту или иную специальность ради статуса, а получив её, лишь спустя время, понимают, насколько их выбор оказался правильным. И начинаются поиски того поля деятельности, которое будет им действительно близким и интересным.
За последние 10 лет своего развития public relations стала одной из самых востребованных сфер профессиональной деятельности. PR-специалист в любой стране – это особенная профессия, индивидуальная личность, особое мировоззрение и большая ответственность. Такой человек «вдыхает» жизнь в имидж компании. Работу PR- специалиста трудно измерить, но именно от качества его деятельности зависит статус и репутация фирмы, а, как известно, положительный имидж - это уже половина успеха.
Сегодня в нашей стране наиболее востребованными специалистами в сфере public relations являются люди, которые обладают большим практическим опытом и завидным багажом знаний. Молодые специалисты, которые находятся в поисках себя и готовы наращивать свой потенциал даже за небольшие деньги, зачастую интересны компаниям, ищущим новоиспечённые таланты именно для реализации новых проектов – исход и перспективы которых еще неизвестны никому.
Во многих компаниях (особенно западных) востребованы именно специалисты по маркетингу: бренд-менеджеры, трейд-маркетологи и, конечно, PR-менеджеры. Сегодня PR-специалисты в равной степени необходимы как в сфере внешнего пиара, так и в его внутрикорпоративном аспекте. Поэтому многие компании ищут не только трэйд- маркетологов, брэнд-менеджеров, но настоящих опытных PR-специалистов.
Получая любую специальность, в том числе и PR, невольно задумываешься о своем будущем: кем быть дальше и, вообще, кому ты можешь быть полезен после вуза. Иногда большой плюс - начать свой карьерный путь еще в студенческие годы, участвуя во всевозможных разовых проектах. Пройти практику в PR-отделе крупной компании или же в некоммерческой организации, где без PR-специалиста часто не обойтись, - тоже неплохой ход. Считается, что хороший и перспективный PR-специалист может и должен находить работу самостоятельно, ведь способность «продать» себя, позиционировать в нужном русле - один из показателей профессиональной пригодности. Можно, конечно, начать работу в качестве ассистента в PR-агентстве, где будет возможность принять участие в проектах самого разного профиля: и промоакции, и организация мероприятий, и работа со СМИ. Попасть в PR-агентство, возможно, проще, чем в PR-службу какой-либо крупной компании, особенно если молодой специалист ставит перед собой цель – получение опыта. Потом, получив необходимые знания и навыки на практике, молодому специалисту открыты дорогие в отделы маркетинга и PR других компаний, появляется возможность найти себя в более узких и более интересных направлениях.