Полиция, полиция, картофельное пюре! (c) Пер Вале
Одной из основных характеристик, формирующих имидж Парижа как основного туристического и культурного центра Европы, является национальная система безопасности.
Проще говоря, от комфорта и спокойствия гостей мегаполиса зависит их положительное впечатление. Потому как формирование бренда «Париж» должно происходить через формирование лояльности туристов. А довольные туристы, в свою очередь, принесут немало материальной пользы в бюджет города-бренда.
Множественные туристические путеводители, представленные в Интернете и в брошюрах турфирм, повествуя о Франции, и Париже в частности, просто кишат заметками о преступности и мелких кражах.
Причем, это представлено в куче однообразных советов, предостерегающих о карманниках. Карманниках в метро, карманниках в аэропорту, в музеях и прочих популярных у туристов местах. Часто упоминается активность молодежных банд в эмигрантских районах, в особенности, по вечерам.
К чему эдакие запугивания, заранее формирующие некое отторжение, для меня является вопросом до сих пор. Потому что я заметил, вернее мне не пришлось заметить каких-либо явственных намеков на криминальное неблагополучие столицы Франции.
По большому счету это оказалось связано, на мой взгляд, с четкой устроенной и действующей системой национальной безопасности. Я подразумеваю здесь и антитеррористические меры, и меры, призванные следить за общественным порядком.
Следят за этим порядком, естественно, не просто «меры», а вполне конкретные люди.
В центральных районах, а в особенности в пределах главных культурных объектов, мною были не единожды подмечены множественные (так скажем в достаточном количестве) стражи порядка, которые несли службу и производили впечатление людей, которые в действительности готовы в любой момент наказать посягнувших на общественное спокойствие.
В каждой ситуации принимали участие, условно говоря, полицейские разных подразделений. На момент путешествия я мог оценить лишь отличия в их униформе; и только впоследствии занявшись поиском информации о структуре французской полиции, можно предположить к какому конкретно части органа правопорядка относились эти создатели бренда безопасного и благополучного Парижа.
Французская полиция состоит их двух централизованных институтов - Национальной полиции (Police Nationale) и Жандармерии (Gendarmerie Nationale). Они обладают одинаковыми полномочиями, но находятся под разной юрисдикцией.
Национальная полиция
Национальная полиция включает в себя городскую, воздушную и пограничную полицию.
1. Общая информация
Национальная полиция - гражданское формирование, которое находится в подчинении Министерства внутренних дел и осуществляет свою деятельность в городах.
2. Функции и полномочия
Роль Национальной полиции заключается в обеспечении соблюдения законности в широком смысле этого слова и предотвращение преступности. В этой связи Национальная полиция:
осуществляет работу по обеспечению безопасности (патрулирование, контроль на дорогах, удостоверение личности и т.п.);
под надзором судебных органов ведет следственную и розыскную работу, осуществляет обыски по ордерам, исполняет специфические следственные задачи как «судебная полиция».
3. Структура и организация
Национальная полиция - гражданская структура органов правопорядка Министерства внутренних дел, представленная, прежде всего, в крупных городах и населенных пунктах, число жителей которых превышает 16 тыс. человек. Возглавляет Национальную полицию Генеральный директорат, который также отвечает за деятельность ее следующих подразделений:
Генеральная инспекция Национальной полиции;
Г енеральный директорат судебной полиции;
Директорат надзора за территориями;
Центральный директорат общественной безопасности;
Центральный директорат общей информации;
Центральный директорат пограничной полиции;
Центральная служба Республиканских сил безопасности;
Техническая служба международного сотрудничества полиции;
Департамент охраны высокопоставленных лиц.
Ознакомиться с организационной структурой Национальной полиции Франции Вы можете, обратившись к разделу Приложения, который находиться в конце страницы.
4. Данные о штате
В штате Национальной полиции состоит 150 ООО человек (сотрудники полиции и административные служащие).
5. Образование/подготовка
Набор в органы Национальной полиции осуществляется на основе конкурсного экзамена. За организацию профессионального обучения отвечают специализированные школы. Звание сотрудников, как правило, зависит от их образовательного уровня. После успешного прохождения отбора, будущие полицейские проходят шестимесячное обучение в школе Сан-Сир (Saint-Cyr) города Мон д’Ор (Mont d'Or). Подготовка инспекторов также длится шесть месяцев и организована в школе Кане-Клюз (Canet- Cluse). Высшая школа предлагает полугодовые курсы для полицейских служащих.
6. Контроль и надзор
Во Франции разработаны механизмы, позволяющие осуществлять как внутренний так и внешний контроль за надлежащим исполнением сотрудниками полиции своих служебных обязанностей. Положения Кодекса поведения полицейского подкреплены Кодексом Национальной полиции и деятельностью соответствующих надзорных органов.
Жандармерия
Жандармерия (фр. geandarme, изначально фр. gens d'armes — «люди оружия» или «вооружённая свита», затем фр. gent d'armes, являющееся игрой слов, в которой фр. gent не только имеет значение «люди», но и сокращением от фр. gentil — «благородный», с намёком на благородность состава изначальной жандармерии) — изначально «вооружённая свита» французского короля — то есть королевская лейб-гвардия).
1. Общая информация
Французская жандармерия (Gendarmerie Nationale или GN) - силы полиции, которые находятся в подчинении Министерства обороны.
2. Функции и полномочия
Французская жандармерия является военизированным органом, созданным для поддержания общественной безопасности и призвана гарантировать защиту населения и их собственности. Она также является органом информирования, предупреждения и спасения. Помимо выполнения задач по обеспечению соблюдения закона и порядка, Жандармерия может выполнять дополнительные обязанности, связанные с вооруженной защитой нации.
Жандармерия выполняет функции полиции в сельской местности и небольших городах с населением, как правило, не более 20 ООО человек (что соответственно составляет 50% жителей и 90% территории Франции). Структуры территориальной жандармерии выполняют те же функции по расследованию преступлений, что и силы директоратов Национальной полиции.
3. Структура и организация
Жандармерия Франции является составной частью вооруженных сил, и в этой связи - структурным подразделением Министерства обороны. Тем не менее, оперативной деятельностью Жандармерии внутри страны руководит Министерство внутренних дел, а ее следственную работу контролируют органы прокуратуры и суда.
В структуре Жандармерии Франции существует два подразделения:
Ведомственная жандармерия. Организует выполнение следственных и других повседневных полицейских мероприятий; разделена на 3 600 участков для решения определенных задач (контроль дорожного движения, горной местности и т.п.);
Мобильная жандармерия. Не ведет следственной работы; основная задача - поддержание общественного порядка. Может выступать как вспомогательная единица в отношении других сил полиции или выполнять специальные обязанности.
4. Данные о штате
Профессиональные жандармы состоят из числа сержантов и офицеров. Низовое звено в Жандармерии - помощник жандарма (на временном контракте). По состоянию на март 2005 года в штате Жандармерии было 104 275 человек.
5. Образование/подготовка
Академия служащих Национальной жандармерии (Ecole des Officiers de la Gendarmerie Nationale или EOGN) является образовательным центром, расположенном в городе Мила (Melun), и предоставляет возможность получения как базовой подготовки так и переподготовки. После успешной сдачи вступительного экзамена (разработан на основе университетских стандартов) слушатели проходят двухгодичный курс обучения по следующим разделам: юриспруденция, международные отношения, организация борьбы с преступностью, общественное устройство, управление людскими ресурсами, работа со средствами массовой информации, права человека, иностранные языки, деятельность в кризисных ситуациях. По окончанию курса слушателям присваивается звание «Офицер Жандармерии ».
Сержанты проходят подготовку (или переподготовку) в шести академиях, которые расположены по всей стране. Жандармерия предлагает сержантам широкие возможности для получения звания офицера: по крайней мере половина всех офицеров нынешнего состава Жандармерии - бывшие сержанты.
По мнению исследователей, жандармерия Франции осуществляет 50 % деятельности по гражданской обороне, 40 % уголовных расследований и 10 % военных миссий*.
Примерно равнозначное по силе впечатление наряду с количеством представителей национальных меньшинств Черного континента и арабских стран, проживающих в Париже, что для меня лично и, вероятно, для туристов из других стран, не привыкших к такому засилью не самых белокожих людей, произвели, как я упоминал выше, профессиональные действия рядовых служителей закона.
Первое впечатление о всей серьезности системы французской национальной безопасности начало формироваться по прилету. Непосредственно в здании аэропорта прогуливались патрули национальной гвардии состоящие из бойцов с внушительного вида организмами и не менее внушительного размера оружием наперевес (эти характеристики будут относится ко всем описанным ниже представителям этой профессии). Они свободно общались с прочими людьми по-английски, а ещё среди них оказался русский военный, попавший служить во французский легион.
Отправившись вечером в метро после дневного перехода через весь центр города наша изрядно утомившаяся компания ввалилась в вагон ни на что особенно не обращая внимания. Потому что, оказалось, это не наша работа и не наша забота, ибо мы не в России. С нами в вагон (оказавшийся набитым достаточно криминального вида чернокожими пассажирами) устремились неизвестно откуда явившиеся представители национальной полиции, увешанные
«предметами законной власти» различного характера: дубинками, какими-то баллончиками, наручниками и т.п. Без какой-либо паники неспешно обступили нашу компанию, и по понурившимся лицам социально¬неблагополучных пассажиров стало понятно, что многие из них сталкивались с хозяевами «предметов законной власти», которые, похоже, шутить не собирались. Точно истолковать ситуацию я смог только когда вынужденные сопровождающие покинули вагон вслед за нами и более не обращая внимания, удалились в поисках новых претендентов на охрану, безмятежно перебрасываясь веселыми французскими словами и сурово осматривая встречный контингент такой дальней от центра станции.
Впоследствии мне еще не раз попадались на глаза, те полицейские, в функции которых как раз и входит обязанность быть на виду и одним своим видом внушать злодеям и негодяям безвыходность их положения и, с другой стороны, состояние крайнего душевного комфорта и телесного благополучия честным буржуа и гостям Парижа.
Хотя, насколько мне удалось выяснить, не всем посетителям той же Эйфелевой башни пришлись по душе блуждающие у ее основания люди в камуфляже с почему-то вновь крупного размера автоматическим оружием (вероятно специалисты антитеррористического отдела R.A.I.D**, которые должны располагаться и нести службу у всех культурных памятников города). Однако, я считаю, что выпустить в народ бойцов столь внушительного вида есть вполне оправдывающая себя идея: и людям спокойней - видят, что за порядком следят, и не абы кто, а профессионалы; и потенциальным террористам тревожней живется.
Так же, подобные патрули делали свое дело, обходя помещения подземки и станций пригородных поездов (RER) зачастую не просто осматривая граждан, но и время от времени проверяя документы. Или осведомляясь о цели поездки, делая это на приличном английском языке без госконского акцента***. Правда, это достаточно комично выглядело на конечной станции пригородного метро, привозившего людей исключительно в Диснейленд. Однако офицер, изображая строгость, время от времени все же выхватывал из толпы ревущих и тянущих родителей наверх детей какого-нибудь мусульманского**** паренька и беседовал с ним в окружении камуфлированных товарищей.
Пару раз довелось наблюдать за активными действиями полицейских: непосредственно в пределах Марсова поля, как обычно невесть откуда явившись, въезжали два минивэна с распахнутыми дверьми, откуда стремительно выскакивали полицейские и бегом устремлялись за каким-то вороватым негром.
Я очень часто оказывался вечером в районе Марсового поля, и полицейские, надо сказать, носились за кем-то с регулярностью. Однако, они ничуть не вызывали беспокойства у уложенных по всему легендарному газону отдыхающих. Напротив - люди показывали направления убегающих воров и иногда кричали что-то подбадривающее, удалявшимся полицейским.
Реальные действия тех, кого видеть уже не положено, пронаблюдать довелось тоже. Окружающие люди вели себя максимально корректно: не мешали, вдруг выскочившим из машины мужчинам в гражданском. Граждане вообще, будто бы проходили инструктаж по поводу подобных инцидентов: не поднимая паники разошлись в стороны, не разбежались с воплями, не стали звать полицию, а поступили как следует. Правда не ушли, продолжив наблюдать за совершением задержания с безопасного расстояния. А сотрудники наркоконтроля, слаженно проверив подозреваемого, увели его и предложили ему не сопротивляться – что было понятно по тону пусть даже и на французском языке - и, усадив в машину наркоторговца, попросили прощения у свидетелей этой мистерии за беспокойство и спешно уехали вершить правосудие.
Возвращаясь к основной теме, теме брендирования такого специфичного предмета как город (конечно, с точки зрения такой характеристики имиджа как общая безопасность и наличие морального спокойствия на улице), можно привести некое сравнение.
Известно, что Франция чрезвычайна разноплановая страна в зависимости от региона и провинции во множестве отношений.
Отправившись в одни отличные выходные из Парижа в Ниццу, я был уверен, что нам предстанет не менее претенциозный и пафосный, чем столица город. По тем сложившимся из чужих рассказов представлениям и стереотипам, вероятно, установленным во мне массовой культурой и современными СМИ, я ожидал увидеть Ниццу немного иным городом. Естественно, в отношении безопасности. Ну и чистоплотности. Попав в пункт назначения чуть позже заявленного срока из-за несвоевременного суицида какого-то затейника из Канн, выбросившегося на рельсы по нашему пути следования, мы очутились ночью на вокзале. Там было вполне сносно. Однако, мы желали увидеть море. И по мере приближения к береговой линии, вокруг становилось не очень благополучно. По площадям носились группы пьяных - правда, скорее веселящихся, чем агрессивных - людей, во всех возможных газонах отдыхали бездомные. А пляж заселили вообще уже непонятные личности время от времени подступавшие к нашей компании, прося купить у них наркотиков. В итоге, первое впечатление о Ницце сложилось (скорее даже скомкалось) неоднозначное. Ницца без сомнения очень красивый и интересный город, это было подмечено уже давно; но ситуация недолгой ночной прогулки по улицам, вымощенным бомжами, и кстати, кучками мусора, меня немного озадачила.
В заключении хочу еще раз подчеркнуть основные мысли. Начну с общей. Париж, вернее отложившийся в моей голове образ этого города, кроме килограммов прочих достоинств, достопримечательностей и достославных жителей его, имеет особенность, присущую далеко не всем городам. Сколько бы не уверяли чрезвычайно осведомленные туроператоры в криминогенности этого места, меня ни разу не посетила мысль, что здесь кому-то может угрожать какая-то преступная неприятность. И эта обстановка (для меня) является очень комфортной, особенно в путешествии. Так же неплохо осознавать, что за ситуацией следят. Следят обученные люди и им не все равно. Это не российская милиция, которая следит за порядком, а беспорядки её уже не интересуют.
Ну и что касается второй мысли. Повторюсь в двух словах: бренд города формируется за счет действий его жителей. Правильных и неправильных действий, осознанных и неосознанных. Когда же они осознанны и, соответственно структурированы - промежуточные стадии имиджестроения воспринимаются более эффективно.
В Париже не страшно заблудиться, в Париже не страшно ночью, в Париже не страшно в отдаленных районах. Но лучше не совмещать эти три ситуации.
* - www.polis.osce.org - POLIS - Policing OnLine Information System (Полицейская Онлайновая Информационная Система ОБСЕ (ПОЛИС)
** - отдел RAID (the Research, Assistance, Intervention and Discussion - исследование, оказание помощи, вмешательство и ведение переговоров) входит в Подразделение по координации борьбы против терроризма (U.C.L.A.T.) - http://jornal.amvd.ru/indviewst.php?stt=306&SID=
*** - Существует стереотипное представление, что французы чрезвычайно ревностно относятся к своему национальному языку. Очень счастливы, терпеливо слушают и отвечают на вопросы, если общаться с ними на французском языке даже с минимальной степенью его познания. Иногда пытаются уйти от разговора, ссылаясь на незнание других языков, а в частности английского, воспринимая это как оскорбление традиций страны, а так же основываясь на не явной, но все же существующей конфронтации Франции и США. - Ставский К.
**** - Во Франции проживает от 4 до 5 миллионов мусульман при общем населении 60 миллионов. Около 60% французских мусульман имеют гражданство, большинство эмигрировало из Северной Африки, в основном из Алжира и Марокко. Они появились во Франции после Второй мировой войны и после гражданской войны в Алжире, бывшей французской колонии Франции. Большая часть мусульманского населения проживает в пригородах, которые были застроены после Второй мировой войны для временного размещения там рабочих-мигрантов. Французский Совет мусульманской веры (TheFrenchCounciloftheMuslimFaith) был создан в 2003 году с целью организовать общение между мусульманским сообществом и правительством. Организация имеет 25 филиалов и ее возглавляет имам Большой парижской мечети. Союз исламских организаций Франции (TheUnionoflslarnicorganizationsofFrance) является другой могущественной организацией в стране, под прямымконтролем которой находится более 30 мечетей и под косвенным - 150-200. Хотя официально это отрицается, Союз исламских организаций Франции вдохновлятеся из Египта запрещенной организацией "Братья-мусульмане". Французское общество при этом остается секуляритивным, вспомнить хотя бы закон, запрещающий ношение хибжабов в школах и университетех. 33 % мусульман североафриканского происхождения безработные, при том, что средний уровень безработицы в стране 10.2 %. Французская ассоциация против исламофобии сообщает, что за неполный год (с сентября 2003 года по июль 2004) они зафиксировали 101 случай расовой дискриминации. - http://studies.agentura.ru/tr/refo rm/france/
Константин Ставский